Верхи уже не могут, дело за низами?
14.01.2017 Экономика

Верхи уже не могут, дело за низами?

Фото
info.tatcenter.ru

Первый день работы Гайдаровского экономического форума ознаменовался довольно резкими демаршами руководителей некоторых регионов - доноров федерального бюджета по поводу тупиковой политики финансово-экономического блока правительства России.  Выход дискуссии о  дестимулирующем характере распределения налогов и акцизов из кабинетного в публичное пространство  показывает, что терпение местных элит способно истощиться куда раньше, чем у обывателей, и это может иметь далеко идущие последствия. Как для некоторых персон непосредственно из  элитных групп, так и для населения субъектов федерации, главы которых решились на фронду.


Как известно, первыми подали голос главы  Чечни и Татарстана: Рамзан Кадыров, в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2017-й год возмутившийся намерением Минфина урезать дотации его вотчине (и добившийся в итоге сохранения статус-кво), и Рустам Минниханов, на декабрьской сессии Госсовета РТ заявивший, что перераспределение пропорций зачисления налога на прибыль в пользу центра есть раскулачивание в пользу бедных (и пока не добившийся ничего).  Такое диалектическое единение субъекта-реципиента, находящегося на втором месте по объему госпомощи (лидер – Дагестан)  и субъекта-донора, стабильно входящего в пятерку наиболее крупных плательщиков в федеральную казну.

В случае с Кадыровом финансово-экономические законы (во всяком случае писаные) ни при чём, понятно, а вот в случае с президентом  Татарстана (единственным, кроме Путина, на российских просторах), по сию пору имеющего особый договор с федеральным центром о распределении полномочий и  предметов, центр решил предпринять словесную интервенцию устами председателя правительства Дм.Медведева, который буквально через день после высказываний Р.Минниханова заявил под телекамеры, что у нас известная аксиома «деньги – к деньгам» не действует, а регионы-доноры должны решать свои проблемы за счёт внутренних резервов, как модно было говорить в эпоху распределительной социалистической системы.  Наблюдатели единодушно сошлись в том, что таким образом центр предостерёг глав других донорских субъектов от соблазна поддержать Казань, но вчера стало ясно, что проблема не в соблазне самостийности, а в том, что относительно благополучные регионы подошли к рубежу превращения в иждивенцев – со всеми вытекающими последствиями для населения, а там и для тех, кто «рулит» на территории.

Минниханов, выступая на панели форума в экспертной дискуссии «Новая региональная политика», не сказал, по большому счёту, ничего нового, он лишь конкретизировал в цифрах суть недовольства бюджетной политикой центра: передача в федеральный бюджет дополнительно 1%  налога на прибыль, увеличение НДПИ на нефть, а также перераспределение в пользу федерального бюджета акцизов на нефтепродукты лишит бюджет Татарстана в 2017 году 8 миллиардов рублей, а  максимум, чем может компенсировать выпадение доходов республика – это чуть более 600 млн рублей в виде гранта (в случае занятия первого места в рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов).  Разумеется, глава Татарстана не мог не сделать оговорку, что выравнивание уровней социально-экономического развития регионов необходимо, но подчеркнул, что оно не должно сводиться к формальному перераспределению средств. Ну, и известное со времен шаймиевской суверенизации «сильные регионы – сильная Россия» тоже прозвучало, конечно.

Мысль коллеги продолжил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Не вдаваясь в цифирь, он констатировал, что текущая финансово-бюджетная политика федерального центра дестимулирует успешные регионы и не даёт стимулы для совершенствования регионам-реципиентам, так как в случае достижения первыми каких-то дополнительных положительных результатов тут же резко сокращает софинансироние реализуемых на территории проектов, перебрасывая средства отстающим. «Надо внимательно наблюдать за регионами, которые находят возможности для развития, помогать и поощрять их. И как только они переступают границу и становятся самообеспеченными не стоит им сразу, что называется, "бить молотком по голове", а дать возможность какое-то время пожить и сохранить дотации, не меняя коэффициенты софинансирования. Тогда и другие соседи начнут понимать какие есть плюсы в этой работе и будут стремиться к развитию», -  заключил Артамонов. (Цитата по Татар-информу.)

С Миннихановым и Артамоновым солидаризовался губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, заметивший, что нынешняя политика нацелена на поддержание социальной стабильности, но никак не мотивирует на развитие, и плоды таких подходов налицо: количество регионов-доноров сократилось в России по сравнению с 2001 годом с 20 до 13. Вот такое «выравнивание». Кстати, Толоконский предложил одну конкретную вещь для стимулирования регионов: вернуться к практиковавшемуся некогда механизму зачисления в местные бюджеты  части НДС (2 процентов будет достаточно, по мнению главы края), а в пользу центра перераспределить дополнительно часть налога на прибыль.  Тут есть, конечно, доля лукавства: НДС куда проще администрировать, а прибыль надо ещё не только получить (предприятиям), но и доказать (налоговикам), но нельзя не согласиться с губернатором в том, что если речь идёт о необходимости экономического роста, становлении новых производств и технологий, то на первых порах отдача будет ощутима для бюджета как раз в НДС, а не налоге на прибыль.

Такие высказывания. Услышат ли их в правительстве и аппарате главы государства – большой вопрос. Судя по репликам модератора дискуссии Алексея Кудрина, председателя Совета Центра стратегических разработок, вроде уже подготовившего для В.Путина доклад о стратегии развития РФ до 2030 года, случившееся воспринимается в русле поговорки о милых, которые, бранясь, только тешатся; Алексей Леонидович мыслит, разумеется, более глобальными категориями институциональных реформ, уменьшения государства, расширения свобод и тому подобном.  Впрочем, другого трудно было ожидать как непосредственно от А.Кудрина, так и от организаторов и ведущих Гайдаровского форуме,  они существуют где угодно, только не на земле.

Другой вопрос, - насколько и с кем в федеральных верхах согласованы выступления названных фрондёров.  Трудно представить, что матерые региональные руководители решили сообразить на троих, не имея сочувствия и поддержки за стенами Московского кремля, а коли так, то мы в ближайшее время увидим новые мизансцены разворачивающейся борьбы – то ли за корректировку курса партии, то ли за смену парадигмы развития.  Наблюдать за такими явлениями – занятие захватывающее, но у страны очень мало времени, -  как бы занавес ни упал раньше, чем режиссеры и актёры планируют сыграть заключительный акт. 

Ну, и одно замечание «по мелочи»: иные властители бывают мнительны и мстительны; вдруг кому придёт в голову посмотреть, нет ли в Татарстане, Красноярском крае и Калужской области скрытых резервов поддержки социальной стабильности, все ли тут во власти и около неё живут по понятиям, не лишнего ли берут? На себя, имеется в виду.  Так что особо удачливым предпринимателям лучше бы насторожиться и поберечься.

Юрий Алаев.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии