Эльвира Набиуллина на МФК 4 июля 2019 года
05.07.2019 Экономика

Глава Центробанка России выступила против экономической доктрины Кремля

Фото
сайт МФК

Глава Банка России Эльвира Набиуллина решилась публично выступить с критикой доктрины бюрократического госкапитализма, которая легла в основу экономической политики Кремля и от которой правительство ждет «прорыва» и «экономического чуда» в ближайшие 6 лет.

Попытка разогнать экономический рост за счет государственного финансирования в условиях давления на частный бизнес, проблем с судебной системой и защитой частной собственности не решит структурных проблем, заявила Набиуллина, выступая в 4 июля на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге. «Экономический рост создает бизнес, а не государство, - сказала она. - Государственные инвестиции не могут подменить частные. И даже при успешной реализации национальных проектов в их государственной части нет никакой гарантии, что они создадут соразмерный мультипликативный эффект».

Причины низких темпов экономического роста в России - внутренние, заявила Набиуллина. Хотя есть соблазн списать все на внешние факторы (перед которым не могут устоять ни правительство, ни президент. - Ред.), дело далеко не только в них. «Мы явно живем сейчас совсем не в рисковом сценарии. Цены на нефть несколько выше ожиданий, наша страна продолжает быть интересной для глобальных рынков капитала», - перечислила Набиуллина.

В 2014-15 гг. предлагалось ограничить движение капитала, снизить процентную ставку и раздать дешевые деньги «нужным стране» предприятиям. Теперь же созрела идея бороться с потребительским кредитованием

Таргетирование инфляции и бюджетная политика стабилизировали экономику, но граждане слабо чувствуют, что эта стабильность дала им лучшее качество жизни, признала глава ЦБ: «Бизнес пока не видит перспектив, доходы населения практически не растут». «Повысить темпы экономического роста и в конечном счете увеличить благосостояние людей можно только за счет структурных преобразований», - продолжила Набиуллина: в частности, требуется «перераспределение ресурсов».

По данным Минфина, указывает сайт koncurent.ru, в прошлом году 53% доходов федерального бюджета было потрачено на армию, правоохранительные органы, обеспечение аппарата чиновников и скупку иностранной валюты (10,2 трлн руб. из 19,5 трлн). Но речь идет не только о деньгах. Это еще и трудовые ресурсы, подчеркнула Набиуллина. Рабочая сила экономики, которая сейчас перетекает в госсектор, должна быть задействована «в сферах с большей отдачей, с большей производительностью, создающих большую добавленную стоимость».

«Основное, что нужно сделать для того, чтобы экономика начала расти, - это кардинальное улучшение инвестиционного климата», которое «увы, не сводится к сокращению административных барьеров», сказала глава ЦБ: нужны защита частной собственности, независимые суды и именно судебное урегулирование корпоративных конфликтов.

«Эти слова мы произносим практически в неизменном виде много лет. Сначала они казались правильными, потом общим местом, а теперь иногда (это) похоже на крик отчаяния», - посетовала она.

 «Нужно создать стимулы для предпринимательской инициативы», - продолжила Набиуллина. Частные инвестиции - это не кредиты, а прежде всего дополнительный акционерный капитал, собственные средства крупного бизнеса и малых предпринимателей, которыми они готовы рискнуть в расчете на будущий рост своего бизнеса и прибыли, объяснила она: готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата.

«Никаких простых решений не бывает», - подчеркнула Набиуллина. Так, в 2014-15 гг. предлагалось ограничить движение капитала, снизить процентную ставку и раздать дешевые деньги «нужным стране» предприятиям. Теперь же созрела идея бороться с потребительским кредитованием в расчете на то, что если банкам запретить выдавать кредиты физическим лицам, то они начнут активно кредитовать корпоративный сектор и это само по себе запустит маховик инвестиционного бума.

Такой шаг, напомним, продвигает глава МЭР Максим Орешкин. Похожую идею высказал на «Прямой линии» президент Владимир Путин, по мнению которого, люди в России беднеют от того, что набирают кредиты (а не наоборот). «Если пытаться, раздавая дешевые деньги, маскировать структурные проблемы, то наша страна потеряет еще больше времени, - предупредила Набиуллина. - Сначала мы лишимся завоеванной с таким трудом макроэкономической стабильности, а потом будем заново решать проблему ее восстановления, подрывая веру в завтрашний день у населения и бизнеса».

Ниже следуют прямые цитаты из выступления Набиуллиной на МФК в подборке Reuters.

* "Важнейший несущий элемент макростабильности – это следование правительства бюджетному правилу. Оно позволило в значительной степени изолировать экономику от колебаний нефтяных цен и накопить подушку безопасности на случай реализации рисков".

* "Но макростабильность – это еще не рост. А рост сейчас около 1,5-2%, а в первом квартале он вообще составил лишь 0,5%. При очень низкой безработице. И это тот результат, который мы будем иметь без структурных изменений. Потому что политика по поддержанию макроэкономической стабильности позволяет только стабилизировать экономику около ее текущего потенциала".

* "Основное, что нужно для того, чтобы экономика начала расти – это кардинальное улучшение инвестиционного климата. Нельзя здесь заниматься смещением фокуса экономической политики, отвлечением внимания на непервостепенные факторы".

* "Если в период кризисных явлений 2014-2015 года в качестве "простых решений" предлагалось введение ограничений на движение капитала, резкое снижение ключевой ставки или широкомасштабная раздача денег "нужным стране" предприятиям, то теперь появились и новые идеи. Например, борьба с потребительским кредитованием в расчете на то, что если банкам запретить выдавать кредиты физическим лицам, то они начнут активно кредитовать корпоративный сектор и это само по себе запустит маховик инвестиционного бума".

* "Я должна в очередной раз, констатировать, что никаких простых решений не бывает. Это хорошо понятно тем, кто сталкивался когда-либо с решением оптимизационных задач. Если действительно ограничивающим является один фактор – в нашем случае это прежде всего инвестиционный климат, - то как бы мы ни меняли другие факторы, улучшения ситуации мы не получим".

* "...Если пытаться, раздавая дешевые деньги, маскировать структурные проблемы, то наша страна потеряет еще больше времени: сначала мы лишимся завоеванной с таким трудом макроэкономической стабильности, а потом будем заново решать проблему ее восстановления, окончательно подорвав веру в завтрашний день у населения и бизнеса".

* "Если говорить о проблеме кредитования реального сектора, то безусловно, Банк России очень заинтересован в том, чтобы оно развивалось. И в рамках подходов стимулирующего регулирования мы будем стремиться делать корпоративное кредитование более привлекательным для банков, конечно, без ущерба управлению рисками, тщательного анализа банками заемщиков. Как я уже сказала, кредитовать всех подряд или "нужные" компании совершенно неправильно и будет только вредить росту экономики".

* "Третий – и самый масштабный вызов – связан с развитием платформенных решений, когда один продавец может предлагать разные типы финансовых продуктов, и выходом на финансовый рынок нефинансовых игроков, в том числе, и крупнейших технологических, BigTechо-в. Эта ситуация создает и большой вызов для нас, для центрального банка. Какое регулирование применять к нефинансовым компаниям, предоставляющим финансовые сервисы? Как регулировать игроков, продающих одновременно продукты разных типов – банковские, страховые, инвестиционные и так далее? Кто должен иметь доступ к деньгам центрального банка? Только банки, как сейчас? Или и финтех компании? В Швейцарии, например, есть лицензии финтех компаний, в Гонконге – виртуальных банков, Банк Англии тоже начал работать с новыми игроками по правилам финансового рынка. Мы тоже начинаем думать о том, чтобы открыть финтеху прямой доступ к операциям с центральным банком".

* "Тенденции в развитии рынка, о которых я сказала, подталкивают нас к тому, чтобы сместить акцент в регулировании с требований к юридическому лицу на требования к осуществляемой деятельности. Если какая-либо компания начинает оказывать финансовые услуги, она должна будет получить у нас лицензию на соответствующий вид деятельности".

* "В банковском регулировании - можно отменить норматив Н10.1, ограничивающий совокупную величину кредитного риска банка в отношении всех инсайдеров. Этот норматив стал избыточен после вступления в силу Н25".

(Елена Фабричная, Татьяна Воронова.)

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии