Выборные бюллетени
11.09.2019 Политика

Ликуют все, или Пирровы победы

Фото
depositphotos.com

Даже не знаю, что удивляет больше – сами выборы 8 сентября или реакции на их результаты. Ликуют все, - и правые, и левые, и системные, и внесистемные, каждый находит в итогах выборов свою победу. Поразительно. Между тем прошедшая кампания – прикидочная по факту, перед выборами в Госдуму в 2021 году.  Вот там, по той осени, и посчитаем. Кто-то прослезится?

Победа Навального. Вождь носится со своим «умным голосованием», как с писаной торбой: я победил, я победил, посмотрите, 20 мест в Мосгордуме завоевали те, за кого мы указывали голосовать. А в Хабаровском крае?! (где победила ЛДПР) – это же моё умное голосование сработало, которое я придумал, отсиживая 50 суток после митингов против пенсионной реформы!  Боевая подруга Соболь туда же (в Твиттере): представляете, с каким разгромным счётом мы бы победили, не отстрани меня и моих товарищей преступная власть от участия в выборах?! Яшин (на той же площадке): я выиграл у «Единой России» прямо из камеры спецприемника (это о проигрыше г-же Касамары г-ну Яндиеву).

Конечно, в контексте самопиара, да и просто сброса психологического напряжения, все эти заявления вполне объяснимы, но если очистить ситуацию от шелухи, то радоваться оппам есть мало чему.  Достаточно отметить, что  в голосовании по выборам в МГД приняли участие 21,77% избирателей (против 21,04% на выборах 2014 года). Рост на доли процента после полуторамесячного хайпа, после серии протестных митингов и «гуляний» по бульварам – это называется гора родила мышь.  Но если вы не сумели мобилизовать на день голосование свой «ядерный» электорат, то с чего вы взяли, что КПРФ потеряла в Мосгордуме 13 мест из-за «умного голосования», а не потому, что едросы теряют популярность по всей стране вследствие пенсионной реформы, роста цен и падения жизненного уровня россиян?

О частностях. Любовь Соболь и Илья Яшин бойцы, конечно, но, делая громкие заявления, забывают – намеренно или в силу ментальной аберрации, что возгонка их политической известности (уж Соболь во всяком случае) произошла в результате глупых и топорных действий властей, а не будь истории с отказом в регистрации и вспышки митинговых протестов, кто сказал, что скромные юрист фонда Навального и/или мундеп выиграли бы в своих округах?  Истерическая атака навальнистов на Нюту Федермессер, которая собралась было выдвинуться  в том же округе, что и Соболь – это же не случайность, в ФБК прекрасно понимали слабость позиций своего товарища.

Единственный «ум» голосовальной схемы Навального заключается в том, что сочувствующим предложили голосовать не абы за кого, лишь бы не за едросов, а за наиболее перспективных с электоральных позиций кандидатов.  И таковыми в подавляющем большинстве случаев оказались выдвиженцы КПРФ, - по вполне понятным причинам (см. выше о том, почему падает популярность ЕР).  Примазались, короче и грубо говоря, и выдали за своё достижение.

Конечно, тут напрашивается гневное возражение: оппов лишили своих кандидатов, а то бы они! Ну, о реальном, до возгонки, авторитете снятых тоже см. выше, но анализ списка кандидатов в МГД показывает и другое: по состоянию на 18 августа у оппов-организаторов не было определенных кандидатов (ни собственных, ни предпочтительных) в 10 из 45 округов по выборам в МГД, то есть предлагалось голосовать по принципу «или – или», причём в 5 из этих десяти оппы даже не выставляли своих кандидатов.  Ещё по трём округам - 3-му, 4-му и 37-му – (по первым двум не допущены кандидаты оппов Александр Соловьёв и Зоя Шаргатова, в 37-м – Елена Русакова), вообще не было рекомендованных Навальным и Ко кандидатов. То есть я хочу сказать, что само «умное голосование» родилось из понимания того прискорбного для внесистемной оппозиции факта, что она разобщена, как и четверть века назад и не имеет достаточного количества «проходных» кандидатов даже на уровне МГД.

Результат таков: КПРФ получила в Мосгордуме 13 мест и стала здесь самой большой оппозиционной фракцией, четыре места – за представителями «Яблока» (партия впервые попала в МГД с 2005 года), три – за эсерами, 25 – за едросами.  В сравнении с выборами 2014 года едросы потеряли (вместе с правластными кандидатами) 13 мест, зюгановцы приобрели восемь. Кто победил? Уж во всяком случае не оппы.

…До сих пор не могу понять дуболомности отвечавших за выборы в МГД людей из команды Собянина. Ну, зарегистрировали бы Гудкова, Яшина, Соболь и кого-то там ещё числом менее десятка, ну отдали бы оппам 4-5 округов, что – небо упало бы на Землю? Тут вопрос, конечно, - в дуболомности мэрии причина или в том, что команда «тащить и не пущать» последовала откуда-то свыше.  

Победа КПРФ. Геннадий Зюганов заявил на пресс-конференции в понедельник, что коммунисты укрепили позиции не только в МГД, но и в Иркутской области и на Дальнем Востоке. "Я считаю, что нас активно поддержал Сахалин, мы успешно выступаем в Амурской области и на Алтае. В целом эти выборы показали, что можно побеждать в одномандатных округах. Мы теперь везде будем иметь свои фракции во всех парламентах страны и одновременно прибавим на выборах в одномандатных округах, включая Москву и Петербург", - сказал Зюганов (цитата по РИА Новости). Вот чем гордится престарелый лидер второй по численности партии России, в ситуации глобальной антиистеблишментной волны, общего полевения в стране, вызванного провалами власти в экономике, сжатием социальных обязательств государства и просто усталости многих от несменяемости власти? Тем, что «коммунисты» (тут без кавычек не обойтись) «будут представлены». А на что сумеют влиять? Риторический вопрос.

Победа едросов. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак на своей поствыборной пресс-конференции назвал результат для партии «позитивным» и заявил, что он «превзошел все наши самые оптимистические прогнозы». Упоминание о том, что результаты превзошли самые оптимистические прогнозы верхушки едра стоит, конечно, дорогого: понимали господа, что перспективы не очень, так что  тот факт, что сумели сохранить большинство в 12 из 13 субъектах РФ, где проходили выборы региональных заксобраний, уже победа, могло быть и хуже.

О феномене Хабаровского края, глава которого  член ЛДПР Сергей Фургал за год после своей победы на выборах сумел организовать плотную спайку с местными элитами и остается популярным у населения, сказано уже очень много. Добавлю только: ну мужик, судя по всему, хваткий, умный, хороший орговик и себе на уме; личность, короче.  Решил, что едросам в его вотчине не командовать, и сделал. Это ладно, но есть регионы, в которых ЕР потеряла в сравнении с 2014-м, и без «фургалов».

Партия власти не набрала 50% голосов по спискам в республиках Алтай и Марий Эл, Волгоградской области и Севастополе. В семи регионах — Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Тыве, Брянской и Тульской областях, а также в Крыму — она преодолела этот барьер. В среднем по стране это дало ЕР существенно больше 50% голосов, однако въедливые наблюдатели отмечают, что во благо тут партии сыграл состав регионов, в которых проходили выборы заксобраний. В следующем году должны состояться выборы ЗС в несколько других по ментальности и управляемости регионах,  например, в Калужской, Новосибирской, Челябинской областях, а  в Астрахани, Владимире, Иванове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ульяновске и том же Новосибирске будут избираться городские советы, - тогда и состоится решающая проверка боеспособности ЕР перед выборами в Госдуму.

Немного деталей, показывающих цену победы ЕР. Вторым по масштабу снижения доверия к партии власти – после Хабаровского края - стал Севастополь. Если в 2014 году, на первых после присоединения Крыма и Севастополя к России выборах, ЕР получила 76,67%, то сейчас — 38,13% (-38,54% голосов).

На третьем месте по снижению — Марий Эл, где партия власти потеряла 28,14% голосов. Если на прошлых выборах «Единая Россия» набрала 65,40%, то на нынешних — 37,26%.

В Крыму результат единороссов ухудшился на 16,07%, в Тульской области — на 15,71%, в Волгоградской — на 11,59%, в Татарстане (!) — на 11,25%, в Республике Алтай — на 10,52%, в Карачаево-Черкесии — на 8,17%, в Брянской области — на 6,96%.

Фактически не изменились результаты партии в двух регионах — Туве (минус 1,08%) и Кабардино-Балкарии, где результат подрос на 0,5%.

Более чем наглядные результаты, как сказали бы во времена СССР, «политики партии и правительства».

Зато у ЕР есть Тува (более 85% «за») и Татарстан, конечно, даже с учётом некоторого охлаждения энтузиазма (более 72%). Хорошая компания.

Победа Кириенко. Наиболее впечатляюще, конечно, выглядит победа первого заместителя руководителя АП РФ, возглавляющего Управление внутренней политики АП Сергея Владиленовича Кириенко. Была установка Самого обеспечить победу всех 16 глав регионов, где эти выборы должны были пройти 8 сентября, в первом туре и без шатких процентов преимущества – так и случилось. Как говаривали о нём в бытность в Нижнем Новгороде – «Сергей пленных не берёт»? Ну да.

Всё технологично: делаем ставку на тех, кто ещё не успел подопечному населению насолить или надоесть (имеет минимальный антирейтинг, иначе говоря), зачищаем поляну от тех, кто способен что-то вякать не то, что надо, максимально деполитизируем фигуры губернаторов (коммуникации с народом – дело наживное, на первом месте оргспособности и лояльность центру), заливаем относительно проблемные регионы деньгами через нацпроекты и вперёд!

Отсюда – ротации наместников, отсюда – визиты вице-премьеров и министров с тугой госмошной туда, где ВРИО ещё не утвердился как следует (пример – Астраханская область), отсюда кинорежиссёр-коммунист Бортко (чего ругаются, что он снялся с выборов, неужели кто-то всерьёз считает, что Бортко собирался стать губернатором Санкт-Петербурга?).  Ну, и то, что «варяги» ставятся на регионы с целью проследить, чтобы местные не особо сильно разворовывали транши по упомянутым нацпроектам, нельзя со счетов сбрасывать, конечно.

Всё это хорошо и даже мило, как неизменная улыбка Сергея Владиленовича на публике, вот только что будет к 2024-му году? Эти, ротируемые, с квартирами в Москве и виллами невесть где, они укоренятся в своих губерниях или так и будут чувствовать себя администраторами Кремля, технарями, которые сегодня тут, а завтра (через 4-5 лет) – на должности в федеральном правительстве или, допустим, в топе какого-нибудь «достояния нации»? Вопрос совершенно не праздный: в преддверии выборов в Думу, которой так или иначе предстоит решать вопрос транзита власти, борьба за мандаты развернётся не на жизнь, региональные элиты явно не захотят оставаться в стороне, и в этом смысле традиционная некогда грызня между выборным главой столицы региона и губернатором покажется забавой в детской песочнице, равно как и московские протесты прошедшего лета, - на смену им могут прийти хорошо темперированные «народные бунты», и хорошо, если они останутся локальными.

Ну, а пока результаты губернаторских выборов напоминают о показателях советских времён – почти 90% голосов за губернатора Забайкальского края Александра Осипова, за 80% - у башкирского хузи Радия Хабирова, глав Калмыкии, Курской и Курганской областей и даже новоявленный питерский губернатор Александр Беглов, ужасно косноязычный, по всему недалёкий, любящий демонстрировать свои часы ценой за десятки миллионов рублей и подвергшийся массированной медийной атаке со стороны внесистемной оппозиции – и тот лишь чуть недобрал да 65% голосов «за».  (Тут много разговоров о вопиющих нарушениях и подтасовках, наверное, они не безосновательны, но административная накрутка на самом деле редко доходит до 12-15 процентов, то есть он победил и с поправкой на неё, тут питерцы пусть пеняют на себя или на «понаехавших».)

Общее замечание.  Хорошим тоном для российской оппозиции – хоть парламентской, хоть внесистемной –  считаются заявления о том, что выборы у нас – совсем не выборы, что система порочна, грязна и так далее.  Такого рода высказывания возникают после любых выборов, даже дворовых и именно они, кстати сказать, оставляют «на диванах» как раз тех, кто жаждет обновления власти, - типа, мараться не хочется, всё равно ничего не изменишь и тому подобное.  Но при всех таких заявлениях те, кто считают, что они где-то и в чём-то победили, начинают ликовать, напрочь забывая, что выборы у нас – совсем не выборы.  Комментарии по поводу выборов 8 сентября – наглядное тому подтверждение.

Такая странность.

Юрий Алаев.

P.S.  Я сознательно не стал отдельно комментировать итоги выборов в Госсовет Татарстана. Во-первых, потому что об этом уже более чем достаточно написано в местных СМИ и соцсетях, во-вторых, потому что в нашей республике ничего принципиально нового, в сравнении с чередой прошлых выборов, не произошло, мы по-прежнему являемся воплощением стабильности. А в-третьих, потому, что республиканские власти знают, где надо вовремя подстелить соломку и умеют это делать. Речь о программе «Наш двор», по которой на реновацию придомовых территорий запланировано потратить за три года 50 миллиардов рублей. Огромная сумма, но если учесть, что в следующем году должны состояться выборы президента РТ, не такая уж и огромная – дворов-то в республике – уйма! Одно только несколько смущает: зачем нам говорят, что это инициатива партии «Единая Россия», когда деньги выделяет ПАО «Татнефть»?

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии