В заводском цехе
25.05.2020 Экономика

Галопирующий обвал: состояние российской промышленности в апреле

Автор
Фото
Сергей Бобылев / ТАСС

Эксперты Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ проанализировали деловой климат в промышленности за апрель 2020 года и рассказали, как отрасль переживает пандемию. РБК Про представляет ключевые тезисы исследования.

В апреле Росстат опросил около 4 тыс. руководителей крупных и средних промышленных организаций. Это позволило сделать выводы о текущем и ожидаемом состоянии делового климата на российских предприятиях.

Основной результирующий композитный индикатор исследования — это индекс предпринимательской уверенности (ИПУ). Он рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов мнений респондентов по фактически сложившимся уровням спроса и запасам готовой продукции (с обратным знаком) и ожидаемой тенденции выпуска продукции (в процентах).

Основные выводы

В период масштабной атаки COVID-19 на территории России и ограничительных мер последовал резкий, почти вертикальный обвал предпринимательской уверенности относительно текущего состояния и перспектив развития деловой активности промышленных предприятий практически по всем экономическим показателям их деятельности. Подобного внезапного одномоментного «галопирующего» падения предпринимательского доверия не было ни разу за все время проведения данных исследований (начиная с 1995 года).

Обрабатывающая промышленность

По мнению участников опроса основной удар приняла на себя самая инновационная отрасль с наиболее квалифицированными кадрами — обрабатывающая промышленность. ИПУ здесь обрушился за один месяц сразу на 5 п.п. по сравнению с мартом текущего года и составил в апреле −8%. Эта ситуация сопоставима с пиком автономной российской экономической рецессии, который произошел в 2015–2016 годах. Однако нужно отметить, что сейчас все значительно лучше, чем во время предыдущего мирового финансово-экономического кризиса конца 2008–2009 годов (−18% в марте 2009 года).

Если в ближайшее время не произойдет позитивных экономических и пандемических изменений, то велика вероятность, что к августу текущего года значение индикатора может выйти на уровень прошлого кризиса (со всеми вытекающими негативными последствиями). Это может привести к заметному спаду производства по итогам года. Причем из-за неминуемого падения реальных доходов населения главными «бенефициарами» спада станут подотрасли, которые производят потребительские товары для населения.

Добывающая промышленность

В апреле ИПУ в добывающей промышленности снизился по сравнению с мартом на 3 п.п. и составил −7%. Это значение примерно сопоставимо с рецессионным периодом 2015–2016 годов (−6% в июне 2015 года), однако лучше, чем в период кризиса 2008–2009 годов (−21% в декабре 2008 года).

По мнению экспертов, добывающая промышленность — самая спокойная из укрупненных отраслей промышленности. Главная проблема для добывающей промышленности — это постоянно изменяющаяся ценовая конъюнктура мирового рынка, особенно когда она следует в понижательном тренде. Сегодня наблюдается именно такая ситуация.

Когда в сегодняшних непредсказуемых условиях восстановится спрос на топливные ресурсы (нефть, газ, уголь), пока не ясно. Не исключено, что в мае текущего года, на старте компании по сокращению добычи нефти, мы увидим дальнейшее падение ИПУ в отрасли.

Распределительная отрасль (обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха)

Здесь эксперты выявили самое слабое падение ИПУ по сравнению с мартом — всего на 1 п.п., до −1%. Вместе с тем есть все основания предполагать, что уже начиная с мая потребность в услугах электроэнергетиков и, соответственно, потребление электроэнергии, газа и пара начнет сокращаться. Следовательно, значение ИПУ ухудшится.

Прогноз

Крайне высокий фон неопределенности развития событий, связанных с COVID-19, вызвал не только беспрецедентные проблемы для системы здравоохранения, но и серьезные социально-экономические последствия во всем мире, включая Россию.

Сегодня важно знать, в какой точке находится экономика, и еще важнее, что будет происходить с основными макроэкономическими индикаторами в ближайший период. В настоящее время существует значительное число экономических вводных параметров, которые очень сложно предсказать и тем более относительно точно определить их влияние на развитие экономики даже в краткосрочном интервале — до конца текущего года.

Один из главных индикаторов, который будет определять развитие событий в реальном и ближайшем времени, а также необходимый для принятия адекватных управленческих решений по поддержке экономики и домашних хозяйств, — это потребительский спрос (денежные доходы населения). По мнению экспертов, есть все основания предполагать, что спад этого показателя продолжится и основной удар придется на текущий II квартал. В результате падение денежных доходов населения может достигнуть примерно 15%, а это больше 1,6 трлн руб. Для сравнения, это больше, чем весь продовольственный товарооборот розничной торговли страны в марте текущего года (1,4 трлн руб.).

От падения реальных доходов и снижения покупательской способности населения в первую очередь пострадают многие подотрасли обрабатывающей промышленности, где конечным потребителем их продукции являются домашние хозяйства. Низкий спрос повлечет за собой вынужденное снижение предложения (производства продукции). Далее последует ухудшение финансовой ситуации на промышленных предприятиях, резкое снижение инвестиционной и инновационной активности, возникнут перебои с внешними поставщиками и в производственно-снабженческих цепочках, а главное, на части предприятий наверняка в целых оптимизации издержек начнется сокращение фонда оплаты труда и численности занятых.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии