Символы России - двуглавый орёл и воробей
12.06.2020 Политика

День предостережения

Фото
photo-stock.com

Сегодня на календаре – День России, официально – главный государственный праздник. Не народный: из года в год социологи фиксируют, что большинство опрашиваемых считают 12 июня просто ещё одним нерабочим днём, выходным.  Последнее – очень правильное определение: 30 лет назад РСФСР волей своих «народных избранников» сняла с себя ответственность за сохранение империи СССР, вышла из неё и предопределила распад.

Конечно, надо помнить, что всем к тому времени смертельно надоел Горбачёв со своим «мЫшлением» и «пирдухом», никто не хотел более платить в имперский бюджет, и три прибалтийских республики, а также Азербайджан и Грузия, приняли свои декларации о госсуверенитете до РСФСР, в 1988-1989 годах, что вовсю шли подковёрные игры в рамках так называемого Ново-Огарёвского процесса, очередной маниловщины «минерального секретаря» о некоем новом союзном договоре, в котором на равных, то есть в статусе союзных, должны были участвовать и некоторые автономные республики РСФСР, Татарская АССР в первую очередь,  но именно декларация о госсуверенитете России похоронила последние надежды на сохранение страны, по экономическому, научному, технологическому и военно-политическому потенциалу  бывшую второй в мире, после США.

В какой десятке, а применительно к ряду бывших союзных республик – и в какой сотне - глобального рейтинга государств мы сегодня, надо ещё поискать.

Многие аналитики, в том числе увенчанные высокими научными званиями и отягощённые непосильным уму грузом знаний, доказывали и доказывают, что парад суверенитетов и распад СССР были предопределены объективными процессами (социалистический уклад не выдержал конкуренции с капиталистическим, перестройка Горбачёва – лишь попытка гальванизировать умирающий госорганизм и прогнившую идеологию), другие, не менее маститые, указывают на козни  Запада и фактор личности (во главе государства оказались бесхребетные и недалёкие люди, если не просто предатели); как обычно – правы в определённых пропорциях и те, и эти.

Смешно отрицать, что условный коллективный Запад прилагал все возможные усилия, чтобы выхолостить господствовавшую в СССР коммунистическую идеологию, ослабить Союз экономически, -  ничего личного, только бизнес: развал СЭВ и СССР открыли Западу рынок сбыта с населением в полмиллиарда человек (преимущественно неплохо образованном, кстати),  территории с огромными запасами полезных ископаемых и – к вопросу о советской системе образования – с весьма ценными научными и технологическими наработками и кадрами, способными генерировать идеи и технологии.  Очень кстати, учитывая, что «рейганомика» выдохлась, рост ВВП США в конце 80-х – начале 90-х скатился до 1%, и страна превратилась в крупнейшего в мире должника.

С тех пор много мозгов утекло на этот пресловутый Запад, специально обученные люди мелким бреднем прошлись по закромам советских НИИ и КБ, благодарные граждане экс-СССР и стран Восточной Европы наелись бургерами, айфонами,  джинсами и тому подобным, США оклемались и пошли в бурный рост (кстати, он там и сегодня, при Трампе, наблюдается, отдельно от страданий чёрных)... а  мы-то что приобрели, помимо импортного ширпотреба, - в конце концов у любого процесса есть минимум две стороны?

А свободу, но без ответственности. А гигантское имущественное расслоение общества – при том, что о жилье, которое строится сегодня, о дорогах и автомобилях, заполонивших их, о разнообразии потребительского рынка наши отцы и не мечтали (и не надо о пальмовом масле – на Западе натуральными, «органическими» продуктами питаются тоже не бог весть какая большая доля населения).  А деградацию массового – не для нуворишей – здравоохранения и образования, а засилье пошлятины, китча во всех сферах культуры. А возведённый в идеологию непотизм, естественным образом сопровождающийся беспрецедентной по масштабу и всепроникающей коррупцией.

Это всё приобретения? Так что мы должны праздновать?

А, ну да: зато у нас есть оружие, которого нет и ещё десяток лет не будет, по прикидкам Владимира Владимировича Путина, у наших западных (и юго-восточных, надо думать) «партнёров». Знакомо: «зато мы делаем ракеты и даже в области балета...»  У меня детский вопрос: если мы не в состоянии сделать сотню ИВЛ без того, чтобы пяток из них не загорелись прямо у постелей больных, то как мы можем производить всякие там гиперзвуковые комплексы? «Кинжал» - это один «кинжал», два, три? Сколько мы в состоянии сделать, чтобы это имело значение на условном поле боя? А главное (ещё один детский вопрос) – на фига? Мощь российских ВС, наличие какого-то супероружия помогают нам решать проблемы в отношениях с внешним миром, использовать «дипломатию канонерок» для достижения целей национальной экономики? Что-то непохоже, судя хотя бы по коллизиям с ОПЕК+ и «Северным потоком 2».

А главное, - ради чего всё это, какой мы хотим видеть свою жизнь, кроме как сытой, и какой – свою Родину? Об образе будущего речь.  Нет ответа, только мычание: процветающей, мощной, передовой... Ну да, слова правильные, и что дальше? Должна же быть какая-то объединяющая идея, без неё не достичь провозглашаемого.  Единственно возможная в России идеология – это патриотизм, со свойственной ему дидактичностью школьного учителя втолковывает нам лидер нации. Это как: русский любит себя, потому что он русский, татарин – потому что он татарин, вайнах - потому что он вайнах, а все вместе они до обмороков любят свою общую Родину, потому что она общая? Да? Вот прямо так –потому что общая и она реально общая?

А  30 лет назад она какая была?

Не буду повторять трюизм о патриотизме, как последнем убежище, просто хочу сказать, что  любое слово, не наполненное одинаково понимаемым содержанием, – есть лишь сотрясение воздуха.

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии