День республики в Казани
02.09.2018 Общество

Темы недели. Субъективно

Фото
fotorelax.ru

Нижеследующие заметки – это мой, Юрия Алаева, субъективный взгляд на то, что происходило на уходящей неделе. Нерядовой, надо сказать, неделе.

Умер Кобзон. Журналисты звонят Кикабидзе, - мол, какие будут слова, почтите ли на похоронах? Тот отвечает: я в больнице. Журналисты – к компам: Кикабидзе госпитализирован! (Мол, вот-вот ещё один уйдёт.) Да нет, разъясняет Кикабидзе через своих помощников день спустя, - я просто был в больнице, когда мне позвонили. 

Читаю – думаю: а ведь он хотел дать понять, что не поедет на похороны Иосифа Давидовича и слов никаких по поводу кончины говорить не хочет, но тут его самого журналюги чуть ли не на смертный одр уложили, и шарахнулся Буба, - ттт, как пишут в вотсапе. Такой грустный анекдот. 

А Кобзона – жалко. Точнее, не столько даже его самого (ну, 80 лет прожил мужчина, причём последний десяток в борьбе с раком, - в России это само по себе уже выдающееся достижение), а всех, выросших на песнях или по меньшей мере при песнях Кобзона.

Стало уже общим местом говорить в таких случаях – «ушла эпоха», это как знак ордена почетного легиона. Но из всего этого легиона к Кобзону такая ремарка подходит, по-моему, больше всего, потому что никто так, как он, не воплощал своим творчеством советскую эпоху, - со времен «Куба – любовь моя», «Марчук играет на гитаре», «А у нас во дворе» и до лирического закадрового одушевления Штирлица (о более позднем не говорю, поскольку там было уже самовоспроизведение, порой просто механическое). Но вот вопрос: а кто те люди, которые составляли аудиторию Кобзона в постсоветский период, кто им восхищался, если уже и в позднесоветское время более-менее молодые и продвинутые старались не смотреть «ящик» и уж тем более не ходили на пафосные сборные концерты; они тоже ушли или ещё есть? Судя по реакции политических властей, по публикациям в СМИ – есть. 

Так ушла ли эпоха, если есть аудитория, способная без смеха смотреть на юного Кобзона с приклеенной бородой и выпученными глазами, с автоматом в руках изображающего «барбудос»? И если есть очаровательный божий одуванчик Александра Пахмутова, на пару с Николаем Добронравовым вынянчившая и вырастившая, можно сказать, Кобзона? Что будут говорить, когда уйдёт она (дай бог здоровья Александре Николаевне)?

Убили Захарченко, лидера «так называемой ДНР» (фраза главреда «Эха» Венедиктова, повторённая им многократно в программе, посвященной этому теракту, - так называемой). Что теперь, что в политическом смысле означает эта смерть, - тоже ушла эпоха?

Гримаса в том, что это убийство примерно в равной степени выгодно и Москве, и Киеву. Российским властям последовательное, с 2014 года, уничтожение самых харизматичных, опытных и закалённых боевых командиров ДНР и ЛНР открывает возможности сдать назад в конфликте на востоке Украины, вплоть до согласия разместить евромиротворцев не только на линии противостояния, но и вдоль границы с РФ (санкции жмут всё сильнее, знаете ли); Порошенко и вашингтонскому обкому позволяет рассчитывать на более быстрый и относительно бескровный успех в случае выбора силового разрешения ситуации.  

Проект «Новороссия», обеспечивавший, в случае успеха, сухопутный доступ к Крыму с территории РФ, похоронен (иначе и Керченский мост был бы не нужен),  соответственно, нет речи о включении  ДНР и ЛНР в состав РФ (принятая вместо «Новороссии» стратегия Московского кремля заключается в том, чтобы добиться автономизации этих регионов в составе Украины и таким образом создать базу для блокирования вступления незалежной в НАТО), вопрос в том, остались ли моральные силы для такого самоутверждения у обычных людей, у примерно 5 миллионов русских по языку и ментальности жителей непокорных областей. Ощущение такое, что все смертельно устали в этой борьбе, и, следовательно, маятник с лёгкостью может качнуться в любую сторону. В самое ближайшее время.

Путин закрыл пенсионную тему. Две темы, бывшие на слуху на ушедшей неделе во внутреннем пространстве: президент РФ «закрыл» своим телеобращением дебаты вокруг повышения пенсионного возраста (вар. – пенсионной реформы); вновь явился на публике исчезавший на десяток дней премьер-министр Медведев. 

Сначала – два слова о Дмитрии Анатольевиче. Честно говоря, смешно было слышать и читать гневные тирады насчёт того, что вот пропал глава правительства, а как же оно работает? Да радоваться надо, что работает вне зависимости от присутствия в «ящике» премьера, -  значит, хорошо, правильно поставлено в правительстве дело. А с другой стороны: зачем делать вид, что от него что-то там зависит, если почти все убеждены, что нет, не зависит? Фарисейство какое-то.  На самом деле, политически активных и ощущающих свою самость граждан должен был бы оскорбить тот факт, что Дмитрий Анатольевич счёл возможным никак не объяснять своё исчезновение, но как раз по этому поводу никто не возмущается. Воистину, каждый народ заслуживает того правительства, которое имеет.

То же, впрочем, можно сказать и по поводу реакции на телеобращение Владимира Владимировича: социологи уже фиксируют восстановление рейтинга президента, подавляющее большинство тех же политактивных согласны, что дебаты вокруг пенсионной реформы закрыты. А почему, собственно?! Да, Путин – глава государства, да, он высказал свою позицию, она весома и многим показалась убедительной.  Но немалое количество профессиональных экономистов и финансистов продолжают доказывать, что предложенные Путиным поправки не решают проблему пенсионного обеспечения по существу, что в очередной раз соображения сохранения социальной стабильности (иные говорят – сохранения режима личной власти) возобладали над интересами стратегического развития страны, - это уже не заслуживает обсуждения в ходе второго чтения законопроекта в сентябре?  

День республики в Татарстане. 30 августа подступили к горлу с камерой и микрофоном коллеги с местного ТВ: вы ощущаете, что сегодня праздник, идеи суверенитета не  ветшают?

Отвечаю. Погода отличная, солнышко светит, Казань сверкает;  концерты будут, фейерверк опять же, - чего ещё надо? А праздник... Назовите мне хоть один, учреждённый в постсоветский период, который массово воспринимался бы именно как праздник, а не как дополнительный выходной? День народного единства, День государственного флага, день Хавроньи и Февроньи (или как он там официально называется?) – нет таких! Пройдёт полвека, примерно, там посмотрим, что укоренится. То же – и с татарстанским суверенитетом. Сумела республика заявить о себе, как регион, способный делать большие дела, стрижёт софинансирование во всех федеральных программах, худо-бедно, но не ветшает, а благоустраивается, вот и славно! Разве в слове дело, тем более какое-то оно... не наше, - не татарское, не русское.

Но президент Минниханов 30 августа меня поразил, честное слово!  С утра начал было считать, с кем он встретился, где побывал и что открыл и к обеду бросил, сбился со счёта. Прямо Energizer какой-то!   

...Закольцуем. Сегодня в FBвыросла ветка, на которой молодые мамашки делятся впечатлениями от школьных «линеек» 1 сентября (кое-где они прошли, не все отложили начало учебного года на понедельник). Самое, пожалуй, обсуждаемое: явление на линейках заметного количества татуированных мамочек с накачанными губами. смешно и забавно. Что сказать? Конечно, это забавно и смешно, но хорошо то, что хоть рожают и до школы довели своих чад, - может, и вырастят нормальными людьми. Правильно пел Кобзон, что вершина любви – это чудо великое, дети.

С той же ветки, старшеклассник - матери: «мам, ты на линейку не ходи, ты мелкая, наши женщины тебя затопчут». Это он об одноклассницах.

Постскриптум на полдень воскресенья. Два заголовка с ленты Яндекса: «На прощание с Захарченко в Донецке пришли более 120 тысяч человек‍»; «Шесть тысяч человек пришли проститься с Кобзоном за 2,5 часа».

Зато, добавлю, «на церемонию прощания с выдающимся российским певцом, депутатом Госдумы Иосифом Кобзоном приехали Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев» (РИА Новости.)

Ю.А.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии