Муфтий возносит молитву
11.11.2020 Общество

Отчаянные люди...

Фото
Пресс-служба ДСМР

Не хотел браться за эту тему, но скандал вокруг фетвы о запрете мусульманам России вступать в брак с иноверцами приобретает уже трагикомический характер, так что внесу свои пять копеек.

Начало хорошо известно: вчера ряд СМИ обнаружил, что на сайте Духовного управления мусульман России (ДУМ РФ) выложено богословское заключение Совета улемов о том, что мусульмане не должны вступать в брак с иноверцами.  Тот факт, что  документ датирован 19-м ноября прошлого года, никого не смутил: когда наткнулись, тогда и загомонили. И причина такого интереса понятна, в общем: СУ прописал, что «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания (иудеями и христианами – Ю.А.), на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая».

Довольно дерзкое требование к гражданам светского государства, согласно Конституции которого все они равны в части прав и свобод «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст.19). Здесь же указывается, что  «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». То есть, при желании, постулат уважаемых знатоков Корана и исламского права легко подвести под ст.282 УК РФ, и мне кажется, им уже это разъяснили.

Однако есть пара смягчающих обстоятельств. Во-первых, богословское заключение – не фетва в строгом смысле слова, то есть не то, что требует от каждого приверженца ислама неукоснительного соблюдения. Во-вторых, и фетвам замучаешься следовать, - появляющиеся периодически, они нередко противоречат друг другу, ведь несмотря на ДУМы и ЦДУМы ислам по природе своей не предполагает некоего централизованного управления, строгой иерархии, и фетву может выпустить любой муфтий, факих (исламский правовед) или улем. Ну, и наконец, если почитать богословское заключение внимательно, то обнаружится, что для мужчин-мусульман сделано послабление: они имеют право жениться «на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках)», если – трогательное уточнение – «вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг».

Много-много лет назад, когда мне пришло в голову жениться на мусульманке, мой старинный приятель, татарин, чуть стесняясь спросил: «а как её родня к этому?; ладно бы ты был мусульманином, а она нет – это нормально, а так...»  Вряд ли он изучал сунны, но на бытовом уровне это так и есть: муж – глава семьи, значит, если возьмет в жены кого из «людей Писания», так или иначе обратит супругу в свою веру, и наоборот. Что нередко и происходит в смешанных парах в Казани, например.

Но ладно, это лирика, а если по сути: что побудило улемов издать такое заключение именно в 2019 году? Может быть, статистика предыдущего года (или ряда лет) показала, что в России устрашающими темпами размывается институт мусульманской семьи? Да нет, статистика говорит, что в Татарстане, например, межнациональными является только 20% браков  (в Казани – около трети), а говорить об этом, как о явлении, применительно к республикам Северного Кавказа просто смешно. Вот, полюбуйтесь на табличку.

Удельный вес этнически смешанных супружеских пар от общего количества семей крупных народов России (%)

Доля межнациональных браков в России

Национальности приведены в порядке возрастания доли этнически смешанных семей по национальной принадлежности мужа.

Может быть, проблема в том, что межконфессиональные браки менее устойчивы? Возможно, хотя убедительных подтверждений тезиса я не нашел, а в целом по количеству разводов регионы России со значительной, а тем более доминирующей, долей мусульманского населения находятся как раз в более выигрышном положении по сравнению с другими, Татарстан, в частности, в пятёрке снизу. 

Так что – почесали там, где не чешется, согласно одной из любимых поговорок Минтимера Шариповича Шаймиева? Очень похоже, и вот это как раз вызывает озабоченность: люди, влияющие на умму, на миллионы единоверцев, могут, оказывается думать поверхностно и не вполне отдавать себе отчёт, как отзовётся их слово.

Разумеется, медийная волна не могла не вызвать реакции официальных лиц. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Дамир-Хазрат Мухетдинов заявил «Известиям», что «фетва о якобы запрете на браки мусульман с иноверцами направлена только на людей, которые живут в рамках религиозной парадигмы и не является правомочной в светском государстве», а также, что «Совет улемов является одним из рабочих органов ДУМ, а в самом управлении встречаются самые разные взгляды по этому вопросу. И значительная часть мусульманских богословов разделяют допустимость межконфессиональных браков». Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана не согласен с решением совета ДУМ РФ о недопустимости заключения браков мусульман с иноверцами, - передает РИА Новости, - и отмечает, что, согласно положениям ханафитской правовой школы, являющейся самой распространенной на территории России, мусульманину дозволено вступать в брак с представительницами людей Писания, к которым относятся христиане и иудеи.  "Мы с уважением относимся к заключению наших братьев в совете улемов Духовного управления мусульман, но больше, чем сказано в Коране, добавить не можем. Всевышний разрешает браки с людьми Писания ", цитирует то же агентство главу  Духовного собрания мусульман России муфтия Чечни Альбира Крганова.

Отмежевались, короче? Да как сказать… Читайте внимательно: можно мусульманам-мужчинам, но не женщинам! 

Отношение к межнациональным бракам в России

Ну, и совсем уж ни в какие ворота – реакция на богословское заключение Совета улемов со стороны Русской православной церкви. Столпы Московской патриархии ожидаемо промолчали, сделав рупором протоиерея Андрея Ткачева, который поговорил с корреспондентом Газеты.ру. По его мнению, предложенный Духовным советом мусульман (ДУМ) России запрет на межконфессиональные браки можно было бы… применить и в православии.

Протоиерей отметил, что в прошлом православные не могли заключать браки с иноверцами. «Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать», — сказал служитель РПЦ и добавил, что в идеале религиозный человек должен заключать брак с единоверцем.

Отчаянные мы всё-таки люди, многонациональные и многоконфессиональные россияне, - нас хлебом не корми, а дай найти приключения на свою… жизнь.

Юрий Алаев.

На снимке: проповедь мира и межконфессионального согласия.

Фото пресс-службы ДСМР.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии