Скандалы на ТВ-шоу
12.03.2021 Общество

Маньяки  на телешоу – зеркало общества?

Фото
Shutterstock

Приглашение отсидевшего 17 лет за педофилию «скопинского маньяка» Виктора Мохова на ток-шоу ведущего телеканала России ожидаемо вызвало скандал, особенно с учётом того, что «герою» выплатили за участие от 1 до 3 миллионов (по разным данным) рублей. Как стало возможным такое приглашение, и кто виноват в случившемся – создатели ток-шоу, само общество, жаждущее всё более острых зрелищ, или государство, своей политикой доведшее общество до скотского состояния?  Размышляет колумнист «Сноб» Геворг Мирзаян.

Вначале марта все российское общество отвлеклось от обсуждения дела Навального и переключилось на другой, более важный и чувствительный для большинства людей (как минимум тех, у кого есть дети) вопрос — ситуацию вокруг «скопинского маньяка» Виктора Мохова. Этот нелюдь, посадивший в подвал двух девочек 14 и 17 лет, на протяжении почти четырех лет насиловал их, пока по счастливой случайности девчонкам не удалось подбросить записку о своих злоключениях другой потенциальной жертве и об этом не узнала полиция. Девушек освободили, а маньяка осудили почти на 17 лет. И 3 марта этого года он вышел из тюрьмы, свой срок отсидев. Вышел — и сразу же отправился на съемки выпуска одного из российских ток-шоу. Причем отправился не за просто так.

Продюсеры одного отечественного ток-шоу (жертва Мохова намекает на передачу «На самом деле», тогда как, по данным автора, речь идет о другом проекте) решили сделать с ним эфир. И не просто сделать (в самой идее такого эфире о маньяке нет ничего плохого, общество должно знать в лицо нелюдей, с которыми рядом живет), но и заплатить ему за участие в съемках огромную сумму. По разной информации, от миллиона до трех миллионов рублей. Маньяку, который не раскаялся в своих преступлениях.

В итоге скандал вокруг Мохова разгорелся с новой силой. На повестке дня оказалось будущее трешовых общественных ток-шоу (не путать с общественно-политическими). Ведь одно дело — обсуждать звездные разводы и инцесты, а другое — платить деньги маньяку и тем самым глорифицировать его деяние в глазах потенциальных подражателей. Естественно, компания, которая и производит ток-шоу, приняла решение о снятии уже сделанного выпуска с эфира и заявила публике, что никакого выпуска и не снималось — однако осадочек остался. Хотя бы в виде суммы от 1 до 3 миллионов рублей, выплаченных маньяку, который, вероятно, потратит часть полученного гонорара на оборудование нового подвала для несовершеннолетних жертв. Ведь вряд ли он раскаялся в том, что сделал. Речь идет не о каком-то единичном преступлении, которое можно списать на состояние аффекта. Четырехлетнее рабовладение с регулярными изнасилованиями — это стиль жизни, выбранный добровольно и на всю жизнь. 

Но кто виноват в том, что этот нелюдь оказался на съемках ток-шоу и получил там, по его же выражению, «полный мешок денег»? Кого клеймить, кого наказывать?
Руководителя канала? Так он, наверняка, даже не знал о теме выпуска до того момента, как о ней раструбили в интернете. И теперь, скорее всего, будет иметь очень большие проблемы с кураторами из администрации президента (прекрасно понимающими общественную реакцию в случае выхода выпуска в эфир). Можно указать на продюсеров ток-шоу, но они лишь исполняли указания руководства. И заплатили такую сумму не от большой любви к маньяку, а для того, чтобы выиграть на «аукционе» у других жаждавших заполучить такого гостя. Выиграли — и буквально за ручку привели маньяка от дверей колонии в съемочный павильон, дабы никто из конкурентов не перехватил столь рейтинговый экземпляр. Виновато руководство продакшна, которое не только одобряло запись программы, но и лично подписывало ведомость и санкционировало выплату маньяку суммы, эквивалентной (если мы берем верхнюю планку) трети стоимости хорошей однокомнатной квартиры в Москве? Да, у этого руководства откровенно сбиты все морально-нравственные ориентиры, но ток-шоу уже давно не выполняют преимущественно образовательные или даже пропагандистские функции. Главное для них — это бизнес, то есть рейтинг. А тема скопинского маньяка, с учетом всех обсуждений о том, стоило ли его выпускать, — очень, очень горячая. 

Получается, что виноваты зрители? Отчасти да, виноваты. Общество потребления в поисках развлечения ведет себя по принципу наркомана — им всегда хочется чего-то поинтереснее, погорячее, поострее. Потребители пресытились скандалами в семьях звезд или даже шурыгингом — нужно что-то более запретное, нижепоясное. И история педофила-маньяка — самое оно. По расчетам продакшна, к экранам прильнет не только старшее поколение, но и молодежь, которая с удивлением будет взирать на то, как их прикольненькие снафф-видео (где одни люди издеваются над другими, иногда даже убивая чуть ли не в прямом эфире) перекочевали из интернета на большие экраны.

Но виноваты не только зрители-нелюди, которые хотят смотреть такой убогий контент. Виновато и государство, приучившее их к такому контенту. Государство, представители которого либо безразлично относятся, либо даже заинтересованы в том, чтобы в стране возникало не гражданское общество, а общество потребления. Государство, которое махнуло рукой на образование (не только школьно-университетское) молодежи в надежде на то, что тупым быдлом проще управлять. Государство, допустившее глорификацию насилия и бесчеловечного отношения в глазах нового поколения. Государство, виновное в том, что нелюдь становится интересным и привлекательным в глазах других выросших нелюдей.

Об авторе: Геворг Мирзаян - доцент департамента политологии Финансового Университета при правительстве РФ,  кандидат политических наук.

На снимке: мы жаждем таких зрелищ?..

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии