Народ безмолвствует
14.06.2020 Общество

Спросите Путина: «Ты меня уважаешь?»

Сакраментальный мем советско-российского разлива «ты меня уважаешь?» - единственный, на самом деле, вопрос, которым стоит задаться в связи с грядущей неделей «всенародного голосования» по поправкам в Конституцию РФ.

«Член комиссии дезинфицирует ручку двери...»

Иногда возникает ощущение, что все мы оказались в какой-то советской рюмочной с плавленными сырками на сальных столах: в головах дурь, мысли путаются, агрессивная подозрительность растёт, самое время уточнить – братан, ты меня уважаешь? И или обняться, облившись пьяными слезами взаимного умиления, или расплеваться.

По всему своду закона о поправках в Основной Закон государства развешаны морковки, для каждой группы своя: МРОТ (не устаю восхищаться звучности аббревиатуры о минимуме,  не дающим умереть с голоду), 5 тыс. на ребенка, 400 тыс. – маткапитал, бог есть, русские – государствообразующие, границы нерушимы, чужие законы нам нипочём, сами с усами.  А внутри, в сердцевине, - возможность для лидера нации править, пока не протянет ноги.  Возможность, подчёркивает свита, не обязанность же! Ага. Владимир Владимирович, ты нас уважаешь?

По всем принятым в России юридическим нормам поправки, проголосованные в обеих палатах ФС, одобренные во всех 85 субъектах, прошедшие через Конституционный суд и утвержденные президентом РФ уже имеют законную силу, но в законе, подписанном Путиным 14 марта и утвердившим собственно поправки к главам 3–8 Конституции, есть вторая часть, согласно которой поправки вступают в силу после всенародного голосования. Тут нет противоречия, лукавства, - Владимир Владимирович, ты нас уважаешь?

«Всенародное голосование» - словосочетание, не отражённое в кодексе законов РФ, это не то, что не референдум (имеющий строго оговорённые условия проведения и определения результатов), это даже не плебисцит, а, как заметила попсоциолог и политолог Екатерина Шульман, нечто вроде аккламации. Знаете, что такое аккламация? В древнем Риме так называлось одобрение или неодобрение публикой постановлений властей. Они зачитывались в цирке, а собравшиеся кричали или гундели в знак согласия или несогласия.  У нас что – цирк? Похоже, что так. Вот, почитайте, как глава ЦИК Панфилова разъясняла процедуру надомного голосования в условиях коронавирусной эпидемии:

«Член комиссии в халате дезинфицирует ручку двери, звонок, ставит близко к двери ящик для голосования, на ручку двери вешает пакет, в котором — бюллетень, квиток с паспортными данными, где избиратель должен расписаться, маска, перчатки, антисептическая салфетка и буклет с разъяснениями. … Когда члены комиссии позвонили (в звонок), отошли на расстояние два метра, человек открывает дверь, не выходит, с порога на расстоянии двух метров показывает паспорт... забирает пакетик и уходит к себе… Открывает пакет, надевает маску, перчатки, обрабатывает руки дезинфицирующим средством… голосует, как он считает важным, расписывается в этом заявлении, в этом квиточке, не снимая маску и перчатки, открывает дверь… опускает бюллетень в ящик для голосования, сбоку на ящике для голосования открытый карман, куда он кладет этот квиточек с росписью, что он его получил», — пояснила процедуру председатель ЦИК РФ Элла Памфилова». (Цитата по Forbes Russia).

Это что – не цирк?

Ах, ну да – какие обстоятельства, такие и процедуры:  вирус бродит, надо проявить заботу о людях, это для нас главное, а не что-то там пошлое про власть.  И в рамках заботы учинили, с одной стороны, гротескную детализацию с дезинфекцией ручек, а с другой – порушили рамки, как таковые: голосовать можно по почте, на придомовых территориях (а не только на оборудованных, в том числе видеонаблюдением, избирательных участках), в Москве и Нижнем Новгороде – ещё и через интернет,  паспортные данные заноситься в протоколы не будут, хватит того, чтобы голосующий показал паспорт, сама процедура растягивается на 7 дней и ночей (а что там будет за эти ночи с бюллетенями в урнах – бог знает), наблюдателей на все неизвестным числом точки голосования никто не напасётся, журналистам запрещено присутствовать при подсчёте голосов, и Путин на днях невозмутимо сообщил, что большинство россиян поддерживают поправки, дал, так сказать, установку а-ля Кашпировский.  Владимир Владимирович, ты нас уважаешь?

Оппы, оппы -  Америки-Европы...

Разумеется, оппозиция не могла не отреагировать на январские инициативы Путина, но, как и прежде, оказалась не готова к противостоянию ни идеологически, ни технически, ни с оргправовой точки зрения.

Разброд и шатания начались ровно в том же январе. Московские мундепы Юлия Галямина и Илья Азар, поддержанные «Открытой Россией» Ходорковского и Гудковым-jr, призвали высказаться против внесения президентских поправок в Конституцию и даже открыли сайт net2020.ru (не кликайте, он давно заблокирован), а вождь оппозиции Навальный ровно через 2 дня после Послания Путина ФС опубликовал в Твиттере заявление, что «Конституция РФ – омерзительна», «в ней заложен механизм узурпации власти» и нечего её защищать. То есть идти и голосовать против поправок нет смысла.  

Разумеется, два противоположных сигнала оппозиционных ЛОМов вызвали бурную дискуссию в разного рода пабликах, единого мнения достичь опять не получилось, а тем временем, 12 марта, Роскомнадзор заблокировал упомянутый сайт, успевший набрать более 50 тыс. подписей против поправок, то есть в определённом смысле разделил позицию г-на Навального.

Самое забавное, что через неделю  после блокировки сайта Навальный в своей видеопрограмме неожиданно заявил, что он «абсолютно всей душой с теми, кто хочет голосовать «против», «нет» и т. д.», подчеркнув, что «единственной тактикой может быть непризнание и самого голосования, и его результата».

Значит, надо всё же голосовать? А в чём будет выражено «непризнание»? В уклонении от голосования, что ли?  Так это ловко у него получается всегда - вовремя запутаться и запутать других, диву даюсь.

Да, но в чём провинился сайт «Нет»? Думаете, в том, что собирал голоса против путинских поправок? А вот и нет, извините за каламбур, - его заблокировали по признакам нарушения российского закона о персональных данных, обязывающего операторов, собирающих персональную информацию, хранить ее в российских базах данных. А «Нет» пользовался услугами  зарубежной облачной компании Cloudflare, связанной с «Открытой Россией» Ходорковского.

То есть мало того, что лидеры оппов подали своим существующим и потенциальным сторонникам противоречивые сигналы, они ещё умудрились попасться в открыто поставленную правовую ловушку, не найдя или не потрудившись найти тех, кто мог предоставить сервера для хранения информации на территории России.  Возникает вопрос: они реально такие беспомощные и неважно соображающие (тогда, как могут претендовать на власть в государстве?) или это просто отрисовка «шашечек», а ехать никто и не собирался?

За последнее предположение говорит тот факт, что по сей день ни один оппозиционный ЛОМ не предложил ресурс, на котором могли бы разместить свои данные (без указания паспортов и других документов, просто фамилия, инициалы, город проживания и, возможно, скан бюллетеня, если такой будет использоваться) те, кто будет голосовать против поправок или не примет участие в голосовании. А выразительная картинка предпочтений могла бы нарисоваться, важная в том числе и в контексте вероятных приписок в пользу поправок. Такой площадкой могла бы стать англоязычная версия сайта того же Ходорковского (русская заблокирована) или Телеграм, который блокировали-блокировали, да превратили в поляну слива нужной АП информации, или некий новый специальный сайт, - да хоть Change.org, плодящий разного рода петиции. Ну, и ФБК Навального или его персональный сайт могли бы послужить, не всё же про корги и нахапанную нуворишами недвижимость. Но нет, пока нет.

Зато Навальный разместил 10 июня на своём сайте заметку «Самый верный способ саботировать путинское обнуление».  Способ фантасмагорический: Алексей Анатольевич предложил  организовать забастовку членов участковых и территориальных (субъектов РФ) избирательных комиссий (ко времени публикации соратник вождя Леонид Волков уже начал сбор подписей под призывом к забастовке), поскольку голосование в условиях эпидемии нарушает их трудовые права.

В заметке излагаются требования/условия, при которых голосование может состояться. Вот они:

«— остановить безумие, не проводить голосование в разгар эпидемии, перенести его на несколько месяцев;

— провести его по правилам референдума, с возможностью агитировать «за» и «против», с порогом явки 50%, с возможностью независимого наблюдения;

— провести его за один день, без всего этого неограниченного «надомного», «досрочного» и «электронного» голосования, которое делает любой общественный контроль невозможным и бессмысленным.

При таких условиях это голосование можно будет признать. Мы примем в нем участие, будем агитировать против поправок и, нет никаких сомнений, разгромим Путина в пух и прах».

Ну, и следует практический совет:

«Хочу предложить всем одну простую вещь. И если вы потратите на нее хотя бы половину того времени, что тратится на интернет-споры о том, надо бойкотировать голосование или стоит принять в нем участие, эффект будет просто огромный. Зайдите на сайт ЦИК РФ. Найдите регион, в котором вы жили, когда учились в школе, — или в котором сейчас живете, если у вас есть дети школьного возраста. Пойдите в раздел «Сведения о составе ТИК и УИК». Найдите там участковую комиссию по адресу вашей школы или школы ваших детей. Скорее всего, эта комиссия располагается в школе. Скорее всего, в ее составе в основном учителя. Скорее всего, среди них есть вам знакомые — те, что когда-то учили вас, или те, что сейчас учат ваших детей. Вполне возможно, у вас есть какие-то их контакты. Напишите им. Покажите письмо. Скажите: «дорогая Татьяна Петровна, я беспокоюсь о вашем здоровье и хочу рассказать, что мы можете совершенно законно и без последствий для себя отказаться участвовать в этом голосовании, если тоже опасаетесь». Поговорите и объясните. Результат может быть ошеломляющим.

Голосование по поправкам — незаконное, бессмысленное и опасное для здоровья — вашего и ваших близких. Вы можете отказаться — это будет правильным и честным гражданским поступком, ответственным эпидемиологическим поведением, смелым политическим решением».

Убейте меня, но на мой взгляд это, по сути, мало чем отличается от инструкции Панфиловой с дезинфекцией дверных ручек. Г-н Навальный, в России почти миллион членов разного уровня избирательных комиссий; вы серьёзно рассчитываете, что хоть сколько-нибудь значимую часть этой армии удастся уговорить на «забастовку»? На хрена, извините, имитировать бурную деятельность?

Ну, ладно, а что дорогим россиянам-то делать, тем, которые не готовы поддержать поправки? А вот свежая вводная от Навального: бойкотировать голосование, и дело с концом! Такой уточняющий сам себя январский тезис.

И тут на сцене появляется Кац! И публикует аж два ролика, доказывающие, что непременно надо пойти и проголосовать против, и вызывает Навального на дебаты (а тот отмалчивается пока), а ролики Каца получает – как по команде – тьму комментариев, хайп, хайп!

Максим Кац, между прочим, это не абы кто, это тот человек, который составил более 2 тысяч «кубов» по всей Москве в ходе выборов мэра столицы в 2013 году, и внёс своими организаторскими талантами (прямо как Троцкий при Ленине) очень весомый вклад в относительный успех Навального, так что не прислушаться к нему нельзя. Так что же доказывает Кац?

Он утверждает, что собрал со своими соратниками (Максим реализует сейчас общероссийский проект «Городские пространства», который некоторые связывают с интересами председателя Госдумы Володина, так что соратников хватает) данные о настроениях горожан и согласно этим данным около 80 процентов из них – против поправок в Конституцию. Следовательно, если они все придут и проголосуют, то поправкам (а главным образом, понятно, идее об обнулении президентских сроков Путина) хана; демократия восторжествует! А если бойкотировать голосование, следует железной логике Кац, то сторонники поправок, которые несомненно будут в нём участвовать, победят естественным образом, безо всяких подтасовок со стороны организаторов.

При этом Кац – тонкий человек – не моргнув глазом сообщает, что фальсификации результатов будут, конечно, но «они», провластные организаторы, не смогут подделать явку.  Тут, по-моему, логика чуть засбоила, - непонятно, власти, по Кацу, заинтересованы в максимальной явке или минимальной, какую из них они не смогут подделать? Но ясно, что сам новоявленный оппонент Навального «топит», как сейчас говорят, за явку.

Всё, на этом оппозиционная повестка исчерпана.

О коронавирусных навыках

Предельно лапидарно сформулировал проблему отношения к поправкам в Конституцию один из многочисленных комментаторов в соцсетях: «проголосуешь против — сфальсифицируют. Не проголосуешь — в урнах будет большинство голосов "за", фальсифицировать не придётся». Так что же делать несогласным?

По-моему, для начала надо отбросить иллюзии, если они у кого-то ещё остались: итоги предрешены, после 1 июля нам сообщат, что поправки в Конституцию РФ одобрены на всенародном голосовании и вступают в силу после официальной публикации, президент Путин выступит с обращением, в котором поблагодарит и заверит, занавес закроется.  На самом деле принципиально важно, что будет после официальных объявлений.  

В доводах Максима Каца и тех, кто думает так же, есть один сущностный изъян: эти рассуждения базируются на количественных величинах (и, к слову, вполне уместны применительно к грядущим выборам в Госдуму с их более-менее строгой процедурой); в случае со «всенародным голосованием» важно качественное отношение, важен ответ вот именно на этот вопрос, - уважают ли нас, граждан России, наши власти и персонально Владимир Владимирович Путин или держат за паству,  которая ни шагу не сделает без пастыря?  И, соответственно, уважаем ли их мы.  От ответа вот на этот вопрос должно зависеть решение, буду ли я, он, она участвовать или останусь дома, используя навыки, несчастливо приобретённые в пору эпидемии COVID-19.  

И если окажется, что расчёты Каца верны, то есть, что  80 процентов граждан не одобряют поправки и эти граждане останутся в стороне от голосования, дома или на дачах, а будет объявлено, что большинство одобрило их, то о каком большинстве можно будет вести речь? Об 11 процентах имеющих право голоса. И о соответствующей легитимности обновлённого ОЗ и власти в целом, потому что в данном случае молчание вовсе не будет означать согласие, а уровень легитимности – это такая эманация, которая способна низвести в ничто любой режим.

Бессмысленно и жестоко бунтующая Россия – это страшно, конечно. Но безмолвствующий на огромных просторах народ, осознавший себя обманутым – немногим меньше.

Юрий Алаев.

UPD.  15 июня организаторы компании "Нет" запустили новый сайт - https://2020go.ru/, на котором разместили заявление, призывающее проголосовать против поправок в Конституцию.

В то же время в Заявлении содержится призыв сказать "нет" и к тем, кто не пойдёт голосовать.

И тем, и другим предлагается, в частности:

Подписать петицию против обнуления сроков Путина, поставить ссылку у себя в соцсетях.

Написать в соцсетях, почему вы против узурпации власти, добавив хештеги. #нетпоправкам #нет2020 #нетвечномупутину #скажинет.

Тем, кто не хочет участвовать в голосовании, - написать отказ от участия в голосовании, сфотографировать его и выложить в соцсети с хештегами. 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии