Хабаровск - город героев
05.08.2020 Политика

Хабаровские ходоки

Фото
my-disain.ru

И вот они там ходили – ходили, да и выходились:  2 августа на шествие в Хабаровске вышли сотни (а на митинг после – всего несколько десятков) человек, 4-го – и того меньше.  Это против многих десятков тысяч, протестовавших против ареста губернатора края Фургала начиная  с  11 июля.  Движение,  у кого-то породившее надежды на «просыпающуюся Россию», а кого-то этим напугавшее, сошло на нет. Почему?

А сказать грубо и просто, - так потому что чего ходить, если на тебя никто не обращает внимания, и ты сам не знаешь, что делать дальше? Ну,  и физическая усталость накопилась, конечно, погода испортилась,  и работать надо, семьи кормить… 

Говорят, первые после ареста Фургала митинги организовали люди из его команды, верные ему или имеющие совпадающие интересы. Возможно, - стихийно, без растопки, в нашем мире редко что вспыхивает.  В пользу предположения говорит и подчеркнуто локальный, аполитичный даже, характер первоначальных требований: верните Фургала (знак завоеванного губернатором доверия многих), пусть его судит открытый суд в Хабаровске, а не в Москве (тут и традиционная для регионов неприязненность к «зажравшейся Москве», и вся вера в чистоту властных помыслов и служб).  Радикализация была вероятна после типичной для российской власти реакции на протесты – тащить и не пущать, но Кремль повел себя неожиданно, отстранившись от происходящего, и… вызвал радикализацию таким образом. После недельного молчания федерального центра, отсутствия попыток разгона демонстраций и после присылки на роль ВРИОГ «варяга» с сомнительным бэкграундом, хоть и из той же партии, ЛДПР Жириновского, принявшегося троллить местных и медийщиков разных калибров байками о банях и важности защиты животных, хабаровчане разозлились уже всерьез, - шествия стали собирать по 20-30 тысяч человек, а на пике – около 70 тысяч, говорят, в рядах демонстрантов замелькали лозунги насчет  того, что «мы тут власть», «Москва нам не указ» и «Путина – в отставку».  И как раз на этой стадии стало выясняться, что всем это пох:  и центральной власти, для которой Хабаровский край – это некая Тьмутаракань (не под стенами Кремля же бунтуют, пока докатится колесо, да и докатится ли?) и пресловутой оппозиции, хоть системной, хоть внесистемной.

Основательно растиражированное утверждение: столкнувшись с хабаровскими протестами, Кремль растерялся, не знает, что делать, и если еще поднажать, полыхнет по всей России, всеочищающий огонь испепелит «рыжим» и озарит нам новый путь.  Хм. Может, на Старой площади и растерялись в первые несколько дней, в том числе и потому, что хабаровские правоохранители заняли если не сочувственную, то нейтральную к протестующим позицию, а, может, там просто решили выждать, пока протесты не выдохнутся.  В любом случае, паузой можно было воспользоваться, а ожидания власти могли быть обманутыми, если бы нашлись люди (часть людей, партия то есть), которые сумели бы предложить программу дальнейших действий для хабаровчан и сочувствующих им в других городах и, прости, господи, весях.

Например, сформулировать требования по принципу «если нет, то» (вплоть до похода на Москву с видами на пикеты на Красной площади), организовать марши в поддержку хабаровчан хотя бы в городах ДВ, да просто явиться знаковым личностям в Хабаровск, чтобы продемонстрировать солидарность. Но нет такой партии, как нет и человека, который нагло заявил бы, что она есть и сделал из желаемого действительное.

И нет такой партии не потому, что Путин «вытоптал политическую поляну», и все в стране схвачено кликой своекорыстных временщиков (большевиков тоже на руках никто не носил), а потому что власть в стране никому, кроме Путина и его приспешников, не нужна. Потому что старым и новым оппозиционерам смертельно страшно эту власть получить/завоевать, -  они просто не знают, что с ней делать, как удержать (а тем более подтолкнуть к развитию) постсоветскую Россию, вот уже более сорока лет деградирующую и сползающую все ниже и ниже.  Они – все эти оппы, начиная с Зюганова, Жириновского и заканчивая Навальным и молодой порослью яшиных, гудковых и т.д. ,  борются за что угодно, - за скоромные места в Думе и парламентах рангом пониже, за допуск «своих» бизнесменов к бюджетным закромам, за подачки (включая пресловутые донаты) и привилегии, за хайп и ощущение куража,  но только не за власть в государстве.  Ну, и главное – не то что реалистичной программы  и какого-никакого инструментария, а самой Идеи нет, ответа на вопрос «камо грядеши?»

И одно частное ощущение: фронтмены оппозиции и протестующие хабаровчане (они же - жители Шиеса, подмосковных городков и поселков) – социально чуждые друг другу люди. Ну, в самом деле, почему бы пылко вещающему в YouTube Навальному, или Азару, или Гудкову с Яшиным и Галяминой, не появиться в рядах  хабаровчан, не подбодрить, не показать, что дальневосточники не одиноки?  А страшновато: чужие, непонятные люди; примут ли, захотят ли слушать?  Большой вопрос.

В результате имеем то, что имеем: ВРИОГ Дегтярев потихоньку чистит от фургаловцев местное правительство, показательно замещая должности людьми, либо выросшими, либо работавшими в Хабаровске, а «компетентные органы» все плотнее присматриваются, кто мог быть закоперщиком шествий и митингов, - выявляют, так сказать.  По ходу трехнедельного хождения в поисках справедливости и правды в Хабаровске, возникли было, митинги поддержки во Владивостоке и Красноярске, но немногочисленные и вялые (это в Красноярске – «городе с черным небом»!) - и опали, как метановые пузыри на болоте.

Сегодня возникла другая «новость дня»: лидер ЛДПР Жириновский заявил, что 22 августа соберет в Москве митинг в  поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Вот поц! Как нельзя вовремя, - мог бы, ведь, и 22 сентября провести.  Хотя на самом деле вовремя, конечно, - в то время, когда властям уже на надо особо беспокоиться о возможных негативных последствиях.

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии