Эво Моралес и Владммир Путин. 11 июля 2019 года.
17.11.2019 Политика

Моралес для Путина

Фото
kremlin.ru

Боливарианский лидер Эво Моралес крепко подгадил тем, кто спит и видит, как падёт «рыжим» Путина, но и самому Владимиру Владимировичу добавил головной боли: оказывается, можно прошлёпать власть и при видимо благополучном положении в стране. Параллелей между Боливией и Россией – при всей разности в географических масштабах и военно-экономической мощи – хоть отбавляй.

Навластвоваться всласть

Ну, вот что, казалось бы, предвещало случившуюся ровно неделю назад скоропалительную отставку президента страны, в которой население жило куда как лучше, чем в Венесуэле, скажем, которая развивалась с темпом роста ВВП 4-8% в год (знаем, знаем, эффект базы, но где же наш прорыв), где обустраивались города и инфраструктура и где не было сколько-нибудь влиятельной оппозиции?

А выборы, точнее – фальсификация результатов в пользу Эво, против которой восстали гордые индейцы и смели правительство, десятки губернаторов и мэров от правящей партии Единая… пардон – Движение за социализм.

Да лан, скажут молодые циники, впервой им что ли? С 2006 года правил Моралес, три срока, на четвертый пошёл, обойдя по кривой конституцию, ничего же, терпели?

А вот терпели-терпели, да устали. Когда референдум о поправках в конституцию, дающих право Моралесу выдвигаться на 4-й срок, принёс отрицательный для него результат, а он дорвался до выборов благодаря сомнительному вердикту Высшего трибунала правосудия (аналог КС РФ), началась буза. И ладно бы просто пресловутый электорат, - силовики устали, вот триггер!

То есть, рассказывают эксперты по Латинской Америке, Моралес старался, в общем, ладить со всеми, в том числе с США и зарубежными инвесторами, этим не было нужды его валить, а поссорился с полицией и армией. Точнее, так: с полицией (и её начальством) у президента отношения почему-то не сложились издавна, а военных он холил и лелеял, но, говорят эксперты, в нынешнем ноябре ему аукнулось то, что в 2003 году были на длительные сроки были осуждены три генерала, руководивших подавлением народных волнений. Мол, теперь, когда ситуация повторилась, военные наотрез отказались подавлять уличные волнения, а полиция и вообще массово стала переходить на сторону восставших.

Мне трудно понять, каким образом история, случившаяся до воцарения Моралеса, но как раз в бытность президентом его нынешнего оппонента  Карлоса Месы, а при Моралесе закончившаяся (генералы отсидели своё и вышли на свободу) могла так радикально повлиять на действие военных, тут – как и в случае с полицией – проще предположить, что недовольство силовиков копилось вследствие, например, борьбы президента Боливии с незаконным трафиком коки (страна занимает по ее производству второе место в мире), но экспертам виднее, конечно.

Силовики и оппозиция

Принципиально важно подчеркнуть, что никакого свержения Моралеса не случилось бы, сохрани ему верность – ему, не Конституции – силовики.  Ни пресловутая усталость народа от несменяемости власти, ни фальсификация выборов ничего бы не изменили. См. Венесуэлу: у народа зубы на полке, Штаты шатают Мадуро  как могут, а силовики верны, и он по-прежнему сидит в президентском дворце.

Тут бы нашим оппам задуматься, но они вовсю помогают Путину, который и так периодически подчищает ряды силовиков, всеми силами делая из полиции и Росгвардии (а также, кстати, из армии) злейших врагов и даже не пытаются, как говаривали большевики, «распропагандировать»  стройные ряды тех, кто тащит и не пущает. То есть по факту Владимир Владимирович молодец, знает, как купировать угрозы в зародыше, а оппы – овцы.  Не все, конечно, но тех, кто мог бы на что-то претендовать, он, ведь, тоже купировал, а остались на поляне вот такие, совсем не сплочённые (как же, каждый второй в Наполеоны метит!) и совсем недалёкие.

При всём этом и у  Путина есть причины для тягостных раздумий, как раз по поводу оппозиции.

Ну, вот кто такой этот Меса, которого Моралес не смог победить в первом туре без нарисованных голосов «за»?  Да никто, казалось бы: побыл президентом, проиграл, никого особо не сплачивал, харизмы, говорят знающие, ноль, воли немногим больше, - так, журналистишка, книжки пописывает про историю родины, лекции читает, а вот гляди ж ты, - нашли его на безрыбье тамошние недовольные, объединились вокруг и вытолкнули на политическую авансцену.  А вдруг и у нас что-то подобное случится, при определённых обстоятельствах, так сказать?

Тут, ведь, к вопросу об обстоятельствах, какая штука? Мы, конечно, никогда никуда не вмешиваемся, но в меру сил и умения многим помогаем, традиция такая. Так вот, ходят слухи, что наши аналитики (из МИД или какого другого трехбуквенного ведомства) трезво оценивали риски брата Эво (он Владимира Владимировича так назвал в Москве, а тот ему ласково улыбнулся) и получили благословение на отправку группы политтехнологов, чтобы по-братски помочь разрулить, говоря современным дипломатическим языком, ситуацию с выборами.  Результат известен, и закрадывается тревога и досада: там напортачили, - где гарантия, что не напортачат дома?  Восстанет из политического праха какой-нибудь совхозник, и что делать? Самое время ещё раз проредить грядки, а также и заросли департаментов в АП. Ждём.

Белое золото – это не только хлопок

Заставшие Советский Союз знают, что белым золотом тогда называли хлопок. Вода утекла, сегодня в мире так называют литий.  Этот серебристый мягкий металл – основа литий-ионных батарей в двигателях автомобилей и других машин, это будущее энергетики, как говорят поклонники Илона Маска, сплавы с литием используются в аэрокосмической, химической и некоторых других отраслях. И Боливия занимает первое место в мире по запасам такой белой нефти, а соперничают с ней на континенте Аргентина и Чили, а  Россия в списке стран со значимыми запасами лития находится на 14-15 местах.

Ну, и вот брат Эво дал понять брату Владимиру, что готов допустить российские компании к разработке второго по величине месторождения лития в Боливии - солончака Коипаса – при условии инвестиций, конечно и всесторонней поддержки. Боливийское правительство хотело  вложить в это месторождение 2,3 млрд долларов, ровно столько, сколько – по совпадению, конечно, - предлагал за свой допуск к разработке Китай и, суммарно, инвесторы из ФРГ и некоторых других стран.  Голос крови оказался сильнее, и 11 июля сего года в Москве было подписано соответствующее соглашение между «Росатомом» и министерством энергетики Боливии  о сотрудничестве в области развития промышленных и исследовательских проектов в литиевой промышленности (на снимке – Эво Моралес и Владимир Путин во время церемонии).  Мало того, у «Росатома» появился контракт с Боливией на строительство в Эль-Альто (это самый высоко расположенный мегаполис мира — город-спутник Ла-Паса) ядерного центра стоимостью $300 млн, «Газпром» стал участником проектов по добыче газа , а «Вертолетам России» (входит в состав госкомпании «Ростех») Моралес посулил заказ в будущем. 

Всё, короче говоря, складывалось по принципу и личное, и бизнес, горизонты открывались заоблачные, но выборы 20 октября всё опрокинули. 

Чем сердце успокоится

Непосредственным катализатором кризиса, уместно подчеркнуть, стало заявление Организации американских государств (ОАГ), которая провела собственный аудит президентских выборов в Боливии и обнародовала заключение, что были допущены существенные нарушения и «очевидная манипуляция» со стороны властей. Ну, и лесные пожары, которые плохо тушили, добавили, говорят, огонька в костёр народного недовольства.

ОАГ рекомендовала провести новые выборы, прежде полностью заменив состав тамошнего ЦИК (в Боливии это Верховный избирательный суд),  Моралес согласился, подразумевая, что будет участвовать, но тут своё решительное «нет» сказали гальванизированная гражданская оппозиция, силовики и прокурор страны: мол, единожды совравший, кто тебе поверит; новые выборы должны организовывать новые власти. Моралес внял призыву главы Вооруженных сил Боливии Уильямса Калимана уйти в отставку.

Как и следовало ожидать, в МИД РФ события в Боливии назвали «срежиссированным госпереворотом», но формулировка заявления наводит на мысль, что к такому сценарию на Смоленской площади оказались не готовы. «С тревогой воспринимаем драматическое развитие событий в Боливии, где развязанная оппозицией волна насилия не позволила завершить президентский мандат Э. Моралеса», — сказано в комментарии, размещенном на сайте МИДа.  Что значит, «завершить президентский мандат», если третий срок Моралесом был полностью выбран,  - остаётся только догадываться.

Ряд стран, включая Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, заявили, что в Боливии произошел госпереворот. «Военной операцией» события в этой стране назвали в Мексике. Власти крупнейшей страны континента — Бразилии воздерживаются пока от категоричных оценок происходящих в Боливии событий. Хорошо уже, что не выражают одобрения.

***

Мораль из сказанного  можно вывести разную. Посетовать, например, что негоже делать ставку на засидевшихся у власти или, что действовать надо «потщательнЕЕ», но мне сегодня хочется сказать о другом: наступает момент, когда люди делают выбор в пользу справедливости, демократии, если угодно, оставляя в стороне даже растущее материальное благополучие и относительное спокойствие.

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии