Время и Деньги
02.10.2008 Экономика

ВНИИУС - партнер нефтехимиков Ирана и США

“ВиД” уже собщал о том, что иранские и татарстанские ученые-нефтехимики подписали договор о расширении сотрудничества. Это уже не первый международный контракт ученых Волжского научно-исследовательского института углеводородного сырья. Научные разработки института нашли применение в Америке, Иране, Болгарии, Казахстане. Об этом с корреспондентом “ВиД” беседует Президент Академии наук Татарстана, директор ВНИИУС Ахмет МАЗГАРОВ.

-Сотрудничество с иранскими специалистами началось десять лет назад. Тогда делегация ОАО “Татнефть” посетила иранскую выставку “Нефть - газ”. Иран - великая нефтегазовая держава, но добываемая там нефть сернистая, как и в Татарстане. Иранские специалисты заинтересовались тем, как в Татарстане решается проблема очистки нефти от сернистых соединений. Чтобы познакомить иранцев с нашими технологиями, была организована трехдневная презентация работ ВНИИУСа. Наши разработки им очень понравились. В результате был подписан контракт на общую сумму в два с половиной миллиона долларов. В рамках этого контракта мы обязались построить двадцать промышленных установок в Иране. Строительство первой крупной установки на острове Харк в Персидском заливе заканчивается весной, летом будем ее запускать. Сейчас ведется разработка проектов на оставшиеся девятнадцать установок.

Кроме того, мы заключили новое соглашение с иранскими специалистами на поисковые научно-исследовательские работы, которые иранская сторона будет финансировать. В Национальном нефтяном научно-исследовательском центре под Тегераном создан целый парк пилотных установок, сделанных по нашим технологиям, где заказчики могут на деле убедиться в их эффективности. Таким образом, за иранские деньги пропагандируются наши технологии.

- Какие еще работы ведутся в рамках вашего контракта с Ираном?

- На наши установки в Иране мы поставляем катализаторы. В прошлом году, например, нами было продано 1200 кг катализатора. Все двадцать установок, которые мы построим в рамках контракта, будут обеспечиваться нашими катализаторами.

- Ахмет Мазгарович, Иран - ваш первый зарубежный партнер?

- Наш первый зарубежный контракт был заключен двадцать лет назад с Бургасским нефтехимическим комбинатом в Болгарии. На этом предприятии нами была пущена установка по очистке сточных вод от вредных компонентов. Кстати, сотрудничество с болгарами продолжается, весной следующего года там будет пущена наша вторая установка.

- Благодаря чему ваш институт приобрел мировую известность?

- Пятнадцать лет назад знаменитая нефтяная американская компания “Шеврон” купила в Казахстане Тенгизские нефтяные месторождения. У них возникли проблемы очистки этой нефти от меркаптанов. Американские специалисты обнаружили, что проблемой очистки нефти никто в мире по-настоящему не занимается. Чистят бензин, газ, а нефть - нет. Тогда американцы обратились в наш институт. Убедившись в качестве наших технологий, они заключили контракт с институтом. По нашей технологии ими был построен на Тенгизе гигантский завод по очистке сырой нефти от меркаптанов мощностью 8 млн тонн нефти в год, общая мощность завода сегодня составляет 13 млн тонн в год. Сегодня мы по-прежнему сотрудничаем с американцами. В позапрошлом году нами были проведены работы по увеличению мощностей установок на Тенгизе до 16 млн тонн. У “Шеврона” нет своих сильных специалистов по сероорганической химии, поэтому они все вопросы, связанные с сероорганикой, задают нам. То есть мы их консультируем, как и иранцев.

Словом, “Шеврон” сделал нам рекламу. Сегодня нас знают во всем мире. Откровенно говоря, если бы тогда, в 1993 году, мы не заключили контракты с “Шевроном”, то история института могла бы закончиться, что и произошло со многими НИИ России. Наш же институт вопреки всему стал набирать обороты. Сегодня более 60% денежных поступлений мы получаем по международным контрактам.

- У вашего института много конкурентов?

- Проблемой очистки нефти и нефтепродуктов в мире занимаются всего пять институтов. В области очистки нефти от серы сегодня мы являемся первыми. Мы раньше всех начали заниматься этой проблемой, поэтому сегодня идем впереди наших конкурентов. Что касается работы с Ираном, то там у нас, можно сказать, вообще нет конкурентов. Американские специалисты работать в Иране не могут по политическим соображениям, а у французов катализаторы по активности и стабильности слабее наших в разы. Даже на французских установках сегодня ставят наши катализаторы. Французские ученые чистят бензин, газ, а по нефти они безоговорочно отдали нам пальму первенства.

- В каких еще странах заинтересованы в сотрудничестве с вами?

- В Китае, Германии, Англии. Недавно японская фирма обратилась к нам для совместной работы в Иране. Сейчас на Персидском заливе строятся двадцать линий по переработке газоконденсатов. Каждую линию строят разные фирмы, одну из них - японская фирма “Мицубиси”. Вполне вероятно, что японцы купят у нас лицензию и по нашей технологии построят свою линию.

- Скажите, а в России ваши разработки востребованы?

- В нашей стране КПД использования научных разработок остается очень низким. Наука может развиваться только вместе с промышленностью. В России же промышленность развивается низкими темпами. Правда, наш регион в этом смысле исключение. Сегодня у нас в республике строятся два нефтеперерабатывающих завода, где наши разработки также необходимы. ОАО “Татанефть” развивается во многом благодаря научным достижениям. Многие месторождения этой компании старые, изношенные, только благодаря науке добыча нефти там продолжается без уменьшения объемов.

- Вы являетесь не только директором ВНИИУСа, но и Президентом Академии наук Татарстана. Какие направления в работе татарстанских ученых считаете приоритетными?

- Наша наука должна максимально содействовать инновационному развитию Татарстана и, в первую очередь, в области нефтехимии. Перед нами стоит важная задача освоения битумных месторождений в Татарстане. Если мы сумеем освоить эти технологии, республика получит выгоду не только от реализации нефти и нефтепродуктов, но и от продажи технологий.

Мы начали серьезно готовиться к Международной конференции Академии естественных наук исламского мира. Этот форум пройдет в 2008 году в Казани. Предыдущие конференции проводились в Марокко, в Малайзии, в Анкаре. Это будет представительный форум ученых исламского мира. Я думаю, что эта конференция поможет нашей науке и промышленности выйти на рынки исламских стран.

Сегодня АНТ разрабатывает десять научно-инновационных национальных проектов. Один из них называется “Великий перекресток”. Задача этого проекта - утвердить Казань в роли звена, связующего Север с Югом, Запад с Востоком. В том, что это так, мы убедились, сотрудничая с США и Ираном. Мы - мусульмане, поэтому в Иране нас счатают своими и охотно сотрудничают, идут на контакты. В США нас тоже хорошо принимают, потому что у нас много общих интересов. В результате наш институт в определенном смысле стал посредником между Ираном и США. Все интересующие их проблемы в области нефтехимии и те и другие обсуждают с нами, а заодно выясняют, что думает на этот счет противоположная сторона.
26
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии