Антон Силуанов
06.05.2020 Финансы

Жить надо по средствам. А средств – негусто...

Министр финансов РФ Антон Силуанов дал программное интервью газете «Ведомости». В ключевом посыле – ничего нового: как и прежде, Силуанов стоит на том, что жить надо по средствам, утверждает, что Россия выдюжит даже при цене нефти в $10/баррель; интересны нюансы.

«Лет пять назад, если бы нефть Urals стоила дешевле $15 – т. е. бюджет не получает ни копейки нефтегазовых доходов, – это был бы кризис, заявил Антон Силуанов «Ведомостям». -  А сейчас на нефть уже не так обращают внимание, потому что мы создали необходимые финансовые буферы и даже при цене $10 проживем. Это прошлая война, и к ней мы подготовлены, а сегодня перед нами вызов абсолютно нового масштаба. Такой поворот событий вряд ли кто мог предвидеть. 

По поводу утверждений о глобальном недофинансирование здравоохранения со стороны бюджета. Во-первых, сказал Силуанов, в последние годы мы увеличивали расходы на медицину, только в этом году – на треть почти (в 2020 г. в бюджете заложено 1,028 трлн руб.), а во-вторых – и главных - что значит недофинансирование? У нас должны работать страховые принципы в медицине. Сколько собрали взносов – столько потратили из ФОМСа. Другое дело – отдельные задачи, проекты, например модернизация первичной медицинской помощи. В этом случае выделяются бюджетные ресурсы сверх объемов страховых взносов.

О достаточности или недостаточности расходов на антикризисные меры. Сегодня это 2,8% ВВП, но это без учета того, что мы для поддержания запланированных расходов тратим средства ФНБ и осуществляем дополнительные заимствования, - уточнил Силуанов. С учетом этих денег поддержку экономики можно оценить более чем в 6,5% ВВП. Это и есть, подчеркнул он, контрциклическая бюджетная политика: мы финансируем в полном объеме расходы, несмотря на падение доходов.

Говоря о третьем пакете антикризисных мер, который сейчас готовится (вообще-то было обещано обнародовать его 5 мая – прим. ВиД), то он, по словам министра финансов, будет направлен на то, чтобы помочь предприятиям выйти из вынужденных каникул, помочь им развиваться после двух месяцев остановки, поддержать с оборотным капиталом. Мы «будем продолжать бюджетными ресурсами содействовать сохранению занятости и спроса, стимулировать предпринимателей к новым инвестициям и развитию новых производств. В первую очередь речь пойдет о малом и среднем бизнесе пострадавших отраслей», сообщил Силуанов.

Министр оказался не готов однозначно ответить на вопрос о возможности списания долгов предприятий, ограничившись замечанием, что «это не самый лучший метод» решения проблемы, зато определённо высказался против предложений о снижении налогов для стимулирования экономики, сказав, что обсуждается не снижение налогов, а налоговый стимул, который позволит предпринимателям наращивать активность.

Интервьюер напомнил, что Минфин РФ ранее предлагал «налоговый маневр» - снижение страховых взносов при повышении НДС – для всей экономики страны, а сегодня он реализован только для МСП.  Силуанов признал, что «возможно, надо было более настойчиво тогда добиваться принятия такого решения. Была бы правильная формула – 20–20–20 (ставка НДС, страховых взносов и налог на прибыль). Таким образом, потребление, труд и капитал имели бы одинаковый уровень налогообложения».

Касаясь прогнозов о падении ВВП, Силуанов сообщил, что Минфин исходит из того, что в среднем по году цена российской экспортной нефти составит около $30 за баррель и согласился с оценкой ЦБ РФ о спаде экономики в 2020 г. в 4–6%. При этом глава Минфина заметил, что это базовый сценарий, но не стал говорить об уровне спада по негативному сценарию.

Отдельно прозвучал вопрос о возможности сэкономить на инфраструктурных проектах, в частности – на ВСМ Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань. Силуанов сообщил, что по первому проекту в этом году почти нет трат, поскольку ещё только готовится документация, а что касается и автодороги Москва – Казань, то «решено строить первый участок Москва – Владимир и обход Казани, причем на концессионной основе. Переговоры о заключении концессии идут, и первые деньги должны быть выделены в этом году».

Несмотря на общепринятое мнение о невысоком уровне госдолга России (12,3% ВВП на 1 января 2020 года), Антон Силуанов довольно скептически отнесся к вариантам его резкого наращивания. Сообщив, что для компенсации выпадающих ненефтегазовых доходов правительство планирует занять на рынке от 1,5 до 2% ВВП, министр обратил внимание на экспоненциальный рост графика платежей по долгам (если в этом году мы должны выплатить около 700 млрд руб., то через три-четыре года – уже 1,5 трлн.) и на высокую стоимость заимствований для России: «мы сейчас занимаем под 5,5–6,3%, развитые страны – меньше чем под 1%».  Ну, да, - неразвитые мы, а тут ещё и санкции...

Была в интервью затронута и тема введения прогрессивной ставки НДФЛ («возможно, на очень высокие доходы», оговорился интервьюер). По мнению Силуанова, «мы уже фактически ввели прогрессию – налог на процентный доход от больших депозитов», и дополнительные предложения не рассматриваются. К «большим», как известно, отнесены банковские депозиты физлиц на сумму от 1 млн рублей. Правда, облагаться по ставке 13% будет доход в части, превышающей 60 тыс. рублей в год, а для тех, - уточнили «Ведомости», - у кого такие сбережения появились не от ведения бизнеса или доходов, прописаны исключения (если ставка не превышает 1% и для счетов эскроу.

По мнению Силуанова, эта мера приведёт, конечно, к некоторому оттоку средств с депозитов, но совершенно некритичному для банков, поскольку хранение денег «под подушкой» даёт нулевой прирост, а опасения что за повышением налогов последует заморозка депозитов, «стрижка», конвертация в госдолг и т. д. совершенно беспочвенны.

Из интервью выяснилось, к слову о богатеньких, что Минфин РФ уже направил Кипру, Люксембургу и Мальте письма с предложениями изменить соглашения об избежании двойного налогообложения и повысить по ним ставку на дивиденды до 15%, и список стран, которым будут направлены аналогичные предложения, не закрыт.

Отвечая на вопрос о возможных изменениях налогообложения нефтяной отрасли – в контексте затоваривания глобального рынка – Антон Силуанов  заявил, что идея с демпфером  (механизм сдерживания цен на автомобильное топливо: при высоких ценах на нефть государство выплачивает НПЗ компенсации, при низких – наоборот) себя вполне оправдала. «Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ, - заметил министр, -  но сейчас ситуация обратная. Все по-честному».

Обзор подготовил Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии