Bank
20.01.2024 Финансы

Ещё о том, как американские санкции сработали на банках

Новость о том, что банки Китая и Турции, двух основных торговых партнеров России, отказываются от взаимодействия с российскими финансовыми организациями, встревожила достаточно большое количество людей, начиная с руководителей бизнес-структур -  в первую очередь тех, что причастны в ВПК РФ - и заканчивая гражданами, которым надо оплачивать что-то за рубежами. Издание-иноагент The Bell статьёй  экономического аналитика Александра Коляндра, отвечавшего за Россию в Credit Suisse, The Wall Street Journal и BBC, раскрывает некоторые детали проблемы, указывая, что, вероятно, аналогичные проблемы начнутся и с банками других стран. 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Что происходит

С конца прошлого года у российских банков начались серьезные сложности в работе с контрагентами из стран, ставших главными торговыми партнерами России в условиях санкций. Это — результат усилий западных стран, которые на нынешнем этапе санкционной войны сосредоточились на ужесточении контроля за соблюдением экспортных ограничений. Для России это может обернуться ростом издержек трансграничной торговли, а это, в свою очередь, подтолкнет инфляцию.

Во вторник Bloomberg сообщил о том, что китайские банки ужесточают проверки российских компаний, а внешнеторговых клиентов из третьих стран тщательно проверяют на связи с Россией. Как минимум два крупных китайских банка начали проверку своего российского бизнеса, чтобы разорвать отношения с клиентами, находящимися в санкционных списках и связанными с российским ВПК.

В среду газета «Коммерсант» рассказала о еще больших проблемах российских банков и компаний с банками Турции. По данным газеты, турецкие банки с конца декабря стали просто отказываться от работы с российскими банками-корреспондентами — кто-то официально, а кто-то — приостанавливая обработку платежей без формального закрытия договоров. Сотрудники логистических компаний, обслуживающих российско-турецкую торговлю, пожаловались на то, что платежи между странами почти остановились. Банкиры рассказали Bloomberg, что переводы между Россией и Турцией стали проходить дольше на несколько дней, а во многих случаях не проходят вовсе. С начала года турецкие экспортеры почти полностью перестали получать платежи в рублях и лирах, подтвердила турецкая газета Economim.

В тот же день государственное агентство РИА «Новости» попыталось успокоить российский бизнес: его источник сообщил о планах нормализовать платежи в ближайшее время. Но независимых подтверждений этой информации пока нет.

В чем проблема

В основе проблемы — подписанный президентом США Джо Байденом 22 декабря исполнительный декрет 14114. Почти проигнорированный тогда прессой, указ расширяет возможности применения Минфином США санкций против неамериканских компаний за содействие российскому военному комплексу. Теперь банки из третьих стран несут ответственность за появление в цепочке поставок санкционных товаров или компаний. Более того, они могут быть наказаны, даже если участвовали в сделке, связанной с поставкой запрещенных товаров или с санкционными компаниями, не сознательно.

В условиях, когда риск попасть под вторичные санкции США становится все более реальным, функция соблюдения санкционного режима фактически перекладывается на отделы комплаенса банков, которые всегда «дуют на воду». Теперь банки требуют больше документов по всей цепочке сделки и зачастую просто отказываются от операций, чтобы лишний раз не рисковать.

Американские чиновники не ограничиваются бумажными указами — они не жалеют времени на их донесение до представителей третьих стран. Панику среди турецких банков источники СМИ связывают с декабрьским визитом госсекретаря США Энтони Блинкена к президенту Турции Реджепу Эрдогану. На фоне желания Турции выйти из «серого» списка OFAC можно уверенно предположить, что власти страны поддерживают осторожность своих банков. ТАСС цитировал участников рынка, утверждающих, что многие турецкие банки поставили операции с Россией «на паузу», ожидая прояснения инструкций американского Минфина.

Разъяснительная работа ведется. По данным агентства Nikkei, в среду директор агентства по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) Минфина США Андреа Гакки встретилась для этого в Гонконге с руководителями местных отделений китайских и западных банков для разъяснения новой санкционной политики. На одной из встреч, по данным издания, были руководители Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China, Bank of Communications, CMB Wing Lung Bank, UBS, Citigroup, JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Deutsche Bank, Barclays и BlackRock. По словам одного из участников встречи, банки заявили о готовности сотрудничать с США в ужесточении санкций и тщательнее проверять операции, чтоб не оказаться под вторичными санкциями.

Новые российские банковские проблемы вряд ли ограничатся Турцией и Китаем. До конца января заместитель министра финансов США Уолли Адейемо отправится в Европу и Японию для убеждения тамошних банков в необходимости ужесточения санкционной политики.

Параллельный процесс продолжается в отношении нарушителей нефтяных санкций. В прошедший четверг США внесли в санкционный список транспортную компанию из ОАЭ Hennesea Holdings и 17 ее танкеров за перевозку российской нефти выше ценового потолка $60 за баррель.

Что мне с этого?

Затруднение банковских операций между Россией и остальным миром не ограничится Китаем и Турцией. Легко предположить, что на очереди — страны Ближнего Востока и Центральной Азии, не говоря уже о Европе. Это призвано сократить поток санкционных товаров в Россию, что должно отразиться на военных усилиях Москвы.

Но последствия будут более широкими — транзакционные издержки и снижение предложения приведут неминуемо к росту цен на импорт, что, в свою очередь, подстегнет инфляцию и увеличит технологические риски российских компаний, зависящих от иностранных компонентов. Сгладить макроэкономический эффект может снижение оттока капитала, но оценить насколько мы не беремся. Кроме того, нынешние проблемы — ясный сигнал, что санкциям есть куда ужесточаться и ослаблять их никто не намерен.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии