Политическая миссия драматурга Исхаки
06.10.2010 Культура

Политическая миссия драматурга Исхаки

Классик татарской драматургии Гаяз Исхаки в 1933 году из Польши направился на Дальний Восток, где пробыл до 1935 года. Цель его поездки была чисто политической. Исхаки ставил перед собой задачу объединения татарской эмиграции на политической платформе Комитета Идель-Урал. Однако мы хотим обратить внимание на то, что татарские эмигранты в Японии, Корее, Маньчжурии и Китае видели в нем не только политика, но и писателя и драматурга.

Исхаки прибыл в Японию 16 сентября 1933 года. Тамошние татары встретили его необыкновенно торжественно. Было организовано несколько официальных встреч и банкетов, а татарская молодежь на местной любительской сцене поставила спектакль по пьесе "Зулейха". Будучи на тот момент гражданином Турции и сотрудником стамбульской газеты "Джумхуриет", Исхаки, естественно, сделал визит и в турецкое посольство. Во время беседы с одним из его сотрудников, хорошо осведомленных о положении в России, Исхаки был предупрежден, что его организационно-политическая работа встретит противодействие со стороны токийского муллы Курбана Галеева. Он был тесно связан с русскими белоэмигрантскими кругами и токийской полицией. Так на самом деле и оказалось. Еще до премьеры "Зулейхи" Курбан Галеев стал утверждать, что якобы японская полиция запретила распространение билетов на спектакль. Исхаки в свою очередь поинтересовался в токийской полиции на это счет. Его там заверили, что никаких запретов не было. Спектакль показывался несколько раз.

Далее Курбан Галлеев сообщил полиции о том, что Исхаки - агент Intelligence service. После этого писатель в течение нескольких часов подвергался допросам в полиции.

Затем Исхаки посетил татарские общины в Нагоя, Кобе и Кумамото. В мае 1934 года Исхаки собрал в Кобе общеяпонский съезд тюрко-татарской организации Идель-Урал. В связи с тем, что в Кобе также планировалось поставить его пьесу на татарской сцене, Курбан Галеев сделал очередной донос в полицию о том, что пьеса оказывает разлагающее воздействие на татар и пропагандирует идеи большевизма. Однако постановка пьесы принесла разочарование доносчикам. Пресса в Кобе и Осаке, выходящая на японском и английском языках, поместила положительные рецензии и даже рекомендовала использовать спектакль в антикоммунистической пропаганде. Находясь в Токио, Исхаки был приглашен в клуб Рan pacific, членами которого были иностранцы из дипломатического корпуса. Он выступил с лекцией на тему "О современном состоянии татарской культуры". Свое выступление Исхаки делал на татарском языке. Переводила на английский учительница из Токио Ркия Мухамедиш. Свою лекцию Исхаки завершил выводом, что врагом татарской культуры является коммунизм. Когда прозвучали эти слова, из зала в знак протеста вышли двое представителей советского посольства. Лекция Исхаки вызвала интерес в печати. Ее текст в переводе на английский был опубликован в газете Japan Times, Japan adventures и Nichi-Nichi. После этого Исхаки сделался популярной личностью. Его стали приглашать на чай различные влиятельные лица.

В июле 1934 года Исхаки выехал в Корею и Маньчжурию. Он посетил татарские колонии в Фузане (Кейдзио), Мукдене, Чанчуне, Харбине, Хайлар, Пекине, Шанхае и Гуньдао. В зависимости от необходимости он находился там несколько дней или недель. Он выступал с лекциями, наносил визиты общественным организациям и властным структурам, вел организационную работу по созданию комитетов Идель-Урал.

Наиболее значительная татарская община была в Харбине. Фактически это был центр татарского купечества. Также на широкой основе велась культурная работа, развивалось научно-просветительское и литературное движение, выходила газета на татарском языке. Центром этой работы был так называемый "Татарский дом", в котором имелась библиотека и театральный зал, а также комнаты для различных секций - молодежной, женской, спортивной и так далее.

В Харбин Исхаки приехал в августе 1934 года. Вся татарская общественность встречала писателя на вокзале. Колонна из автомобилей со знаменами Идель-Урала направилась от вокзала к "Татарскому дому". Там состоялся официальный прием, носивший торжественный и в то же время сердечный характер. Безусловно, основное время драматург уделял решению политических вопросов. Лекции Исхаки пользовались огромной популярностью. Вместе с тем не оставалось в стороне от внимания татар творчество драматурга. Самодеятельные татарские артисты в Харбине ставили спектакли по его пьесам.

Результатом организационно-политической работы Исхаки стало открытие 4 февраля 1935 года в Мукдене Дальневосточного Курултая татар. Он проходил в отеле "Ориенталь". На съезде присутствовал 41 делегат из Маньчжурии, Китая, Кореи и Японии.

На снимке: Гаяз Исхаки c поклонницами. Мукден, 1935 год. Фото из Национального архива РТ.
177
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии